Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

ВИН ЧУН

Стили Вин Чун

Популяризация и развитие школы китайского Вин Чун тесно связана с именем мастера китайских боевых искусств Е Вэнь, известного также под именем Гранд-мастер Ип Ман, учеником которого был всемирно известный киноактер и мастер восточных единоборств Брюс Ли.

Именно благодаря Ип Ману Вин Чун, который до середины 20 века был секретным стилем Кунг фу, закрытым от широких масс и тщательно оберегаемым преданными адептами, стал известен и популярен в мире.

Китайскому направлению Вин Чун присуще множество модификаций, отличающихся не только наименованием, но и техникой исполнения. Во многом это обусловлено тем, что Ип Ман достаточно рано передал ведение занятий своим старшим ученикам, и поэтому следующие поколения мастеров Вин Чун были обучены не самим Гранд-мастером, а его учениками.

После смерти Ип Мана, так и не определившего преемника, между старшими учениками возник спор относительно того, кто же возглавит школу. Так и не найдя решения, каждый из них основал свою собственную школу Вин Чун, что привело к соперничеству, конкуренции, а также к различным трактовкам техники стиля.

Вьетнамский стиль Вин Чун связан с именем мастера боевых искусств китайского происхождения Жуань Цзиюнь, более известным под именем Нгуен Те Конг, который, как и Ип Ман обучался у известных мастеров Вин Чун Лин Яна и Чан Ва Шуна.

И после смерти учителя Чан Ва Шуна Нгуен Те Конг переехал во Вьетнам, где открыл свою школу Вин Чун.

Китайский и вьетнамский стили Вин Чун схожи в манере ведения поединка и некоторых базовых принципах, однако имеют отличия в формальной технике.

Например, вьетнамский стиль отличает то, что его последователи изучают шаолиньский комплекс "Кулак пяти зверей", а также парный комплекс "108 форм", который можно выполнять вдвоем с партнером, на манекене или в одиночку. Последователи китайского стиля Вин Чун практикуют форму "116 приемов на деревянном манекене", разработанный Гранд-мастером Ип Маном.

Несмотря на отличия и в китайском и во вьетнамском стилях Вин Чун основополагающим является принцип податливости и мягкости, одолевающий напор и грубую силу, а также простота и практичность техники.

Базовые принципы Вин Чун

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

 

Важнейшим понятием стиля Вин Чун является Теория Центральной линии (ШКОАН СИЕН).

Центральная линия - это воображаемая вертикальная линия, проходящая посередине тела и делящая его на две части. Считается, что именно вдоль этой линии расположены наиболее важные органы человеческого организма. Поэтому бойцы Вин Чун уделяют особое внимание защите центрально линии.

Техника Вин Чун основывается на защите собственной центральной линии и атаке точек, расположенных на Центральной линии противника.

Атака и защита, наступления и отходы, положения рук и смены стоек строятся на теории Центральной линии, которая является ключевым моментом техники Вин Чун.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Теория неподвижного локтя

Теория неподвижного локтя (БАТ ДОАН ЯН) является важнейшим элементом техники Вин Чун.

В соответствии с теорией неподвижного локтя определяются границы движения руки в стороны, вверх и вниз. Верхняя граница - зона бровей, в стороны - чуть шири плеч, нижняя граница - уровень бедер.

Рука движется во всех направлениях в пределах данных границ, но локоть при этом остается неподвижным.

Технику неподвижного локтя часто ассоциативно сравнивают с эпицентром урагана, который остается спокойным и неподвижным, при этом периферия (рука) движется с огромной силой и скоростью, сметая все на своем пути.

Теория четырех врат

Если на уровне солнечного сплетения провести воображаемую горизонтальную линию, то данная линия разделит человеческое тело на две части: верхнюю и нижнюю.

Центральная и горизонтальная линии разделяют тело человека на четыре области, называемые в Вин Чун - "врата", которые разделяются на внешние и внутренние, высокие и низкие.

Так область человеческого тела со стороны вытянутой руки называется внешние высокие "врата" (от линии бровей до солнечного сплетения) и внешние низкие "врата" (от солнечного сплетения до бедер).

Область человеческого тела со стороны отведенной к груди руке называются внутренние высокие "врата" (от линии бровей до солнечного сплетения), внутренние низкие "врата" (от солнечного сплетения до бедер).

На теории четырех врат строится вся атакующая и оборонительная техника стиля Вин Чун, которая позволяет подбирать экономичные и эффективные действия, а также легко использовать в бою сразу обе руки одновременно выполняя блокирующее действие и контратаку.

Одновременная защита и атака

Данный принцип требует, чтобы любое защитное действие сопровождалось атакой, при этом блокируюшее и атакующее движение должны выполняться одновременно, практически без задержки. Сокращение до минимума времени между защитным (блокирующим) действием и нанесением атакующего удара позволяет получить существенное преимущество в реальном поединке.

Именно такое использование защитных и атакующих приемов является основой Вин Чун.

 Не противодействие силой силе.

В Вин Чун атака противника блокируется, а точнее отклоняется без использования грубой физической силы, таким образом используется уход с линии атаки посредством передвижений или перемещений тела в пространстве.

Техника Вин Чун

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Для стиля Вин Чун характерной особенностью является техника боя на ближней дистанции, важнейшая роль в которой отводится работе рук. При этом в реальном применении не менее эффективной является техника ног, которой в процессе тренировки уделяется немаловажное значение.

Ключевым моментом техники рук, как во вьетнамском так и в китайском направлении стиля Вин Чун является техника ЧИ САО (липкие руки). Многократное и систематическое выполнение данной техники со временем вырабатывает у адептов школы навыки интуитивно контролировать руки противника и эффективно распределять и направлять свою силу, а также мгновенно, рефлекторно реагировать на любое даже самое минимальное движение противника, выполняя ответное действие.

Наблюдая со стороны за выполнением техники ЧИ САО может создаваться впечатление волнового непрерывного движения состоящего из прилива и отлива внутренней энергии.

Для выполнения техники ЧИ САО необходимо полное ментальное расслабление, когда телу представляется возможность самому почувствовать раскрытие в защите противника.

Аналогичная техника выполняется и для ног ЧИ ТЭК (липкие ноги), но на более поздних этапах обучения. Данная техника представляет собой набор парных упражнений, смысл которых аналогичен упражнениям ЧИ САО и позволяет эффективно использовать ноги в бою на близкой дистанции.

Используемые в Вин Чун методы атаки условно можно разделить на две группы:

 

Первая группа атакующие удары в "Открытые Врата" (незащищенную зону противника).

Данный метод используется, когда в защите противника образовалось открытое пространство, например, когда противник опустил руку, или сместился назад.

Именно в открытую зону наносится молниеносный первый удар. Такой удар либо сам по себе будет завершающим, либо за ним следует серия или определенная комбинация ударов.

Вторая группа "Раскрытие Врат" противника и последующая атака.

Данный прием используется, когда противник находится в закрытой боевой стойке, следовательно, необходимо любым доступным способом заставить его принять такое положение, в котором какая-либо зона Врат откроется и окажется доступной для атаки.

Основные формы Вин Чун (Тао)

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

И для китайского и для вьетнамского стилей Вин Чун, характерны комплексы формальных упражнений - Тао или Таолу, называемые также формами.

Первая форма "СИУ ЛИМ ТАО" (начальная идея) исполняется на месте и включает в себя все основные движения рук и основные комбинации, а также технические элементы защиты центральной линии и контратаки.

Важнейшим фактором при выполнении формы СИУ ЛИМ ТАО является ощущение и направление внутренней энергии Ци, посредством дыхания, визуализации потоков энергии Ци и движений выполняемых в несколько замедленном темпе.

Вторая форма "ЧУМ КИУ" (поиск рук) включает в себя отработку защиты, тренирует вхождение в оборону противника и контроль нескольких нападающих. Данная форма отрабатывается уже в движении и включает дополнительные элементы техники - удары ногами и локтями и т. д.

Третья форма "БИЛ ДЗЁ" (бьющие пальцы) включает в себя отработку техники нанесения ударов по жизненно важным точкам на человеческом теле.

В комплексе "БИЛ ДЗЁ" помимо ударов пальцами активно используются движения локтями, ладонями и кулаками. Движения данной формы сравнивают с движениями змеи: мягкие и пластичные, но в то же время агрессивные и смертельно опасные.

Четвертая форма представляет собой работу с деревянным манекеном (Му Рен Джан).

Пятая и шестая формы посвящены отработке техники с оружием (шестом и "ножами бабочками").

Деревянный манекен (Му Рен Джан)

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

В Китае во многих школах существуют различные комплексы, выполняемые на деревянном манекене. Изначально комплекс включал в себя 140 движений, разделенных на 10 частей, соответствовать конкретным практическим целям.

Позднее и Ин Ман и Нгуен Те Конг создали свои комплексы упражнений, так в настоящее время классическое вьетнамское направление Вин Чун включает 108 приемов, а китайское направление Вин Чун включает 116 приемов.

Деревянный манекен применяется для отработки большинства движений Вин Чун и помогает с одинаковой эффективностью как исправлять неправильные движения ученика, так и оттачивать технику мастера.