Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Восемь кусков парчи

Древний комплекс упражнений «Ба Дуань Цзин», название которого можно перевести с китайского, как «Восемь кусков парчи» или «Восемь отрезов парчи» является одним из самый популярных оздоравливающих комплексов Цигун.

Ба Дуань Цзин состоит из восьми упражнений («отрезов парчи»), каждый из которых направлен на активацию одного или нескольких меридианов, связанных с определенными органами, в чем и заключается его ключевое оздоравливающее действие.

Так многочисленными клиническими исследованиями подтверждено, что Ба Дуань Цзин способствует улучшению функционирования сердечно-сосудистой системы, повышает подвижность суставов, а также способствует восстановлению энергетического баланса организма, улучшает психоэмоциональное состояние, замедляет процессы старения и оказывает общегармонизирующее воздействие на человека.

Упражнения комплекса Ба Дуань Цзин могут выполняться в двух положениях – стоя или сидя.

Возникновение Ба Дуань Цзин

Первые, дошедшие до нашего времени, упоминания о комплексе Ба Дуань Цзин историки относят к временам правления династии Сун (960 г.– 1279 г.), при этом также существует мнение о более древнем происхождении комплекса, в том числе теория о создании комплекса самим Бодхидхармой, как сокращенного варианта знаменитого ИцзиньцзинКанона изменений мышц и сухожилий»).

Также существует легенда, связывающая Ба Дуань Цзин с именем Чжан Сань Фэна - основателя Тайцзицюань, который обучался у даосских бессмертных и в результате сам обрел бессмертие.

Согласно данной версии полное название комплекса было «Сянь Цзя Ба Дуань Цзин» или «Восемь кусков парчи бессмертной семьи».

В пользу последней версии происхождения комплекса также свидетельствует полное подчинение движений Ба Дуань Цзин тем же принципам, что и движения внутренних стилей Кунг-Фу (Тайцзицюань, Синъицюань и Багуачжан).

Первое издание книги с описанием комплекса, дошедшее до нашего времени, называлось «Иллюстрации Оздоровительных Упражнений – Ба Дуань Цзин» и относилось к временам правления династии Цин.

Книга включала описание и иллюстрации упражнений в положении стоя.

Упражнения представляли собой законченную форму оздоровительного комплекса и описывались следующим образом:

«Возведите ладони к небу, в позе лучника стреляйте правой и левой рукамиэто нормализует работу внутренних органов;

Поднимите одну руку в воздух - это нормализует работу желудка и селезенки;

Направьте взгляд назад это предотвратит болезней и напряжения;

Покачивайте головой и наклоняйте туловище - это снимет стресс;

Скользите руками по спине и ногам и коснитесь ступнейэто укрепит почки;

Пристальный взгляд и удар кулакомувеличит силы;

Поднимайтесь и опускайтесь на пяткахэто излечит болезни».

С давних времен существовало большое количество школ, в которых практиковался Ба Дуань Цзин, однако основными являются две школы - Северная и Южная.

Для Северной школы характерно более жесткое выполнение упражнений, при этом комплекс выполняется в положении сидя.

Южная школа считается более мягкой, а упражнения комплекса выполняются в положении стоя.

Несмотря на различие школ, сомнений в их едином первоисточнике никогда не возникало, кроме того, можно сказать, что Северная и Южная школы взаимодополняют друг друга.

Особенности Ба Дуань Цзин

Для Ба Дуань Цзин характерны медленные, плавные, спокойные и широкие движения.

Большая часть движений выполняются по кругу и направлена на стимулирование работы позвоночника, улучшение координации рук и ног.

Так как одной из целей комплекса является успокоение разума и расслабление тела, при выполнении упражнений, рекомендуется представлять себе плывущие облака или текущую воду.

Категорически не рекомендуется прерывать движения, так как это приведет к нарушению в равновесии циркуляции внутренней энергии Ци.

Важнейшим элементом Ба Дуань Цзин является расслабление, которое должно исходить изнутри (успокоению тела должно предшествовать успокоение разума и центральной нервной системы), дыхание при этом должно быть спокойным, ровным и глубоким.

Расслаблению также способствует правильное положение тела и стойки, которые предусматривают приложение усилий только при переходе от движения к движению.

Так в упражнении:

Возведение ладоней к небу - усилие прилагается при движении рук;

Стрельба в позе лучника правой и левой рукамиусилие прилагается при переходе в стойку лучника;

Одна рука поднятая в воздухеусилие прилагается  при подъеме руки;

Направление взгляда назадусилие прилагается при движении рук и головы;

Покачивание головы и наклон туловищаусилие прилагается при переходе в стойку лошади;

Скольжение рук по спине и ногам и касание ступней усилие прилагается при движении рук;

Пристальный взгляд и удар кулакомусилие прилагается при ударе кулаком;

Подъем и опускание на пяткахусилие прилагается при движении головой и напряжении пальцев ног и ягодиц.

Присущее комплексу сочетание динамики и инертности, напряжения и расслабления – способствует поддержанию равновесия между двумя противоположными началами - Инь и Ян.

Достижение равновесия способствует улучшению кровообращения и подвижности суставов, а также нормализует циркуляцию энергии Ци в организме практикующего, что неизменно ведет к общему укреплению организма, улучшению качества жизни и предотвращению болезней.

Вследствие того, что внешними проявлениями движений тела комплекса является сочетание динамики и инертности, движения комплекса следует выполнять плавно, но энергично, сохраняя при этом естественность.

Переходя от одного движения к другому (когда требуется приложение силы), необходимо сохранять абсолютное спокойствие, особенно если движения выполняются в медленном темпе.

Циркуляция внутренней энергии Ци не должна прерываться даже в инертном состоянии, когда внешние движения полностью отсутствуют.

Мышцы при этом должны оставаться растянутыми.

Единение тела и разума

В Цигун понятие «Разум» включает в себя сознание и психоэмоциональное состояние, а также контролируемые сознанием движения тела.

Единение разума и тела предполагает их взаимодействие, характеристикой которой будет являться гармония и симметрия, проявляющаяся во всех движениях.

Для Ба Дуань Цзин свойственны плавные и мягкие движения, для выполнения которых необходимо использование внутренней силы.

Сконцентрированный разум и энергичное тело должны сочетать в себе жесткость и мягкость.

Целью практики Ба Дуань Цзин является гармонизация циркуляции внутренней энергии Ци посредством физических и ментальных упражнений, которая ведет к укреплению здоровья и улучшения общего физического состояния организма.

Важнейшим компонентом практики является естественное и глубокое дыхание.

Практические советы выполнения Ба Дуань Цзин

Наилучший эффект от практики достигается при выполнении упражнений в состоянии максимального расслабления тела и спокойствия разума.

Считается, что расслабление и спокойствие естественны, и являются неотделимыми частями друг от друга.

Суть естественности заключается в отсутствии принуждения, как при выполнении непосредственно движений, которые, тем ни менее, должны выполняться в соответствии с определенными правилами, так и при дыхании и течении мыслей, которые в свою очередь не должны отвлекаться на что-либо постороннее.

При выполнении упражнений необходимо следить за правильностью стоек, техникой выполнения движений, а также понимать и осознавать, как применяется сила в упражнениях.

При этом интенсивность и уровень нагрузки, а также продолжительность занятий может избираться самостоятельно с учетом  физического состояния и возраста.

Практика Ба Дуань Цзин предполагает объединение дыхания, движений тела и умственной регуляции.

Оздоровительный эффект практики достигается при постоянном и правильном выполнении.

Однако говорить только об оздоравливающем аспекте Ба Дуань Цзин было бы неверно.

Как и большинство других древних китайских практик, в Ба Дуань Цзин оздоровительная составляющая - является лишь частью воинской практики, требующей совершенных методов работы с телом, энергией и духом.

Так каждый «кусок парчи» Ба Дуань Цзин имеет также прикладное значение, которое вписывается практически в любой из стилей Кунг-фу.

Так же, как и во внутренних школах Кунг-фу, базовыми философскими принципами Ба Дуань Цзин являются Концепция Инь Ян, Принцип Пяти Первоэлементов (У Син) и священный восьмиугольник Ба Гуа.

Если задаться вопросом какой из стилей Кунг-фу ближе Ба Дуань Цзин – то это, пожалуй,  Багуачжан («Ладонь Восьми Триграмм»).

Все без исключения внутренние школы Кунг-фу используют базовые философские принципы, при этом расставляя акценты определенным образом, так, например:

В Тайцзицюань («Кулак Великого Предела») преобладающим является Концепция Инь Ян;

В Синъицюань («Стиль воплощенного намерения» или «Кулак Формы и Воли») преобладающим является Принцип Пяти Первоэлементов;

В Багуачжан («Ладонь Восьми Триграмм») – принцип Восьми Триграмм.

Ба Дуань Цзин, как и все стили Кунг-фу, использует и Концепцию Инь Ян, и Принцип Пяти Первоэлементов, однако преобладающим принципом Ба Дуань Цзин можно все-таки назвать Принцип Восьми Триграмм.

В китайской нумерологии число «8» считается символом совершенства и процветания, а также соответствует оздоровительному аспекту, направленному на возвращение человека в состояние гармонии.

Древняя китайская пословица гласит:

«Время – это драгоценность»

В практиках Кунг-фу и Цигун – это трактуется примерно так:

«Цени свое время. Не позволяй себе тренировать, что то одно.

Тренируйся так, чтобы прорабатывать несколько аспектов одновременно»

В древних практиках нет просто оздоровительных или исключительно воинских упражнений.

Мастера говорят:

«Тренируя одно - тренируешь многое»

А если ученик думает, что в какой-то момент он изучает что-то одно, то либо он не понимает, что делает, либо от него по какой-то причине скрыли истинную цель практики.

«Если ты достаточно умен, чтобы понять, тебе будет дано понять» - говорят мастера.

И Ба Дуань Цзинь является прекрасным примером этого.