Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Особенностью Тайцзицюань, также как и других внутренних стилей, является возможность одержать победу над более быстрым и сильным противником, без использования  собственной грубой физической силы.

Прекрасной иллюстрацией Концепции Инь - Ян является так называемая методика развития "Ладони Тайцзи", когда ученик, выполняя плавные кругообразные движения, посредством контроля за дыханием, образного мышления и гармонизации двух начал (Инь и Ян), передает внутреннюю силу в ударную точку руки.

Тем самым, мягкий внутренний подход, дает возможность сконцентрировать необходимую энергию, которая трансформируется в жесткую внешнюю форму.

Тайцзицюань

 Бой, проигранный Оямой

Принципиальным моментом в Тайцзицюань является не применение силы (Ли), а использование Намерения (И) и Энергии (Ци).

Данный принцип описан в трактате Ян Чэнфу "Десять принципов Тайцзицюань".

Наглядной иллюстрацией применения данного принципа на практике является пример знаменитого поединка мастера Тайчи Ли Цзымина с каратистом, основателем стиля Кёкусинкай - Оямой Масутацу.

Этот бой был одним из немногих, проигранных Оямой. В конце боя Ояма расплакался, упав на колени, так как выбился из сил, но ни разу так и не смог коснуться старика Ли Цзымина.

После чего Ояма встал, сделал поклон и сердечно поблагодарил мастера, за то, что тот показал ему, что такое настоящее искусство.

Старик в ответ поблагодарил Ояму, за то, что тот дал ему возможность немного размяться.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

История Тайцзицуань

Достоверных свидетельств о происхождении Тайцзицюань не сохранилось.

Одно из первых упоминаний о Тайцзицюань встречается в древнем китайском трактате "Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги", созданном в последние годы правления династии Лиань в 907-923 г.г.

Создателем Тайцзицюань большинство исследователей называют даосского священника Чжан Санфэн (Зан Сань Фен), жившего в 13 веке в период правления династии Сон, который после изучения шаолиньского Кунг-фу, Цигун и Дзэн продолжал совершенствоваться в боевом искусстве и духовном развитии в Пурпурном храме, располагавшемся на вершине горы Удан, являющейся одной из самых почитаемых в даосизме.

По легенде на создание стиля Чжан Санфэна вдохновил поединок змеи и журавля, наблюдая за которым мастер испытал озарение, которое привело его к созданию принципиально нового подхода к боевому искусству, в котором воплотилась идея "мягкой силы".

На резкие и быстрые атакующие движения журавля - змея отвечала плавными округлыми движениями, так, что все выпады птицы попадали в пустоту.

Впечатленный таким поединком Чжан Санфэн сгладил жесткую динамику школы Кунг-фу, создав стиль, впоследствии названный "32 длинных кулака Удан".

Данный стиль основывался на так называемом внутреннем усилии и 13 движениях (принципах), развивающихся в форме 7 последовательностей, большая часть из которых в настоящее время утрачена, кроме 2-х, которые и легли в основу системы, эта система позднее стала именоваться Тайцзицюань.

Чжан Санфэн отдавал предпочтение "внутренним" методам тренировки, таким как медитация, контроль за дыханием и управлением энергией Ци, став первым мастером боевых искусств, отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком, поднятия тяжестей и "набивания" ладоней и пальцев в емкостях с горохом, практикуемых в Шаолине.

Чжан Санфэн по праву считается родоначальником внутреннего Кунг-фу, создателем стиля из которого впоследствии были сформированы стили Тайчи (Тайцзицюань - "кулак Великого Предела"), Багуа  (Багуачжан - "ладони восьми триграмм") и Синьи (Синъицюань - "кулак формы и намерения").

Большинство школ Тайцзи почитают этого мастера как отца-основателя Тайцзицюань.

В дальнейшем, на протяжении нескольких веков Тайцзицюань практиковался в среде даосских монахов и священников и лишь в 17 веке доступ к искусству получили миряне.

Изначально в Тайцзицюань существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 приёмов, однако из-за того, что некоторые приёмы повторялись, количество движений и время их выполнения увеличивалось.

В зависимости от последовательности и формы выполнений, а также количества повторений, возникло некоторое количество форм (108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др), которые имели разные названия.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

К наиболее древним относится форма Лао Лю Лу (старые шесть дорог), которая делилась на шесть равных частей, при этом оставаясь той же формой.

Манера и способ выполнения формы могли отличаться в зависимости от уровня подготовки практикующего, а также в зависимости от целей.

Так в оздоровительных целях комплекс выполнялся более плавно и медленно, а время его выполнения доходило до 40 минут, в целях наработки боевой техники комплекс выполнялся с меньшей амплитудой и на более высокой скорости, время выполнения в среднем составляло около 2-х минут.

Базовую комбинацию Тайцзицюань, на основе которой разработаны многие другие комплексы, иногда называют "13 техник Тайцзи".

Она состоит из  восьми основных движений руками по отражению, отводу, сжиманию, толканию, разведению, хватанию, протягиванию‚ ударов локтями и пяти базовых движений ногами вперед, назад, вправо, влево и по центру, которые символически сопоставляются Восьмою Триграммами (Багуа) и Пятью Элементарными Процессами (У-син).

Занятия Тайцзицюань способствуют общему укреплению организма, очищению энергии и сознания, а также укреплению эмоционально-чувственной сферы.

Воздействие Тайцзицюань имеет следующие уровни: оздоровительное (учебное), предупреждающее (не наносящее травм) и боевое.

Кроме того, применение Тайцзицюань в поединке не просто не вызывает неприятия, но часто бывает целительно для противника. Так как гармоничное действие не может вызывать отторжения и способно уравновесить и возвратить в состояние покоя.

Стиль Чэнь

Стиль Чэнь является древнейшим стилем Тайцзи и основывается на физическом и энергетическом преобразовании силы.

Создание стиля, согласно легенде, относится к 14 веку, когда китайский отшельник по имени Чэнь Бу совершенствуясь в боевом искусстве, сформировал комплексы формальных упражнений, отличительной чертой которых была низкая боевая стойка, а также использование Дань Тянь.

В течение нескольких веков секреты стиля передавались исключительно по наследству и строго хранились в рамках семьи Чэнь.

Формирование стиля, известного в настоящее время, как стиль Чэнь, связано с именем воина императорской гвардии и мастера ушу Чэнь Вантин, потомка Чэнь Бу в 9 поколении.

В 1644 г Чэнь Вантин сформировал новый стиль, систематизировав многовековые знания своей семьи, а также знания, полученные во время службы, в том числе использовал формы кулачного боя из "Трактата о кулачном искусстве" Ци Цзигуана, служившего учебным пособием для императорской гвардии.

Чэнь Вантин составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов Тайцзицюань, соединяющий внешние и внутренние боевые приёмы, а также их философское осмысление.

Характерными особенностями стиля Чэнь являются:

Соединение метода глубокого дыхания и внутреннего усилия (техники даоинь), что позволяет скоординировать сознание, дыхание и движения практикующего.

Плавные дугообразные и спиралеобразные движения, основанные на теории энергетических каналов китайской традиционной медицины, которые позволяют управлять движением энергии Ци при помощи мысли.

Практика парных упражнений - туйшоу ("толкающие руки"), суть которого заключается в развитии чувствительности к действиям и намерениям партнера, посредством обвивающих (прилипающих) движений рук находящихся в постоянном контакте.

Практика упражнений с копьем ("прилипшее копьё"), которым выполняются круговые, обвивающие движения, делаются выпады и отводы на высокой скорости.

Принцип "жесткого, скрывающегося в мягком". Данный принцип содержался  в "Каноне о боевом искусстве" Ци Цзигуана, но в стиле Чэнь получил развитие, посредством использования в зависимости движений и тактики противника.

В Тайцзицюань расслабленность ведет к мягкости, мягкость к собранности‚ которая становится жесткостью, а затем жесткость вновь сменяется мягкостью.

Быстрые движения должны следовать за медленными, а затем вновь становиться быстрыми.

Медленные движения должны быть медленнее, чем у противника, а быстрые - быстрее.

При этом данный процесс контролируется разумом, а не физическим усилием.

Стиль Ян

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Долгое время Тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэнь.

Первым человеком, не являющимся членом семьи и тайно изучавшим стиль в семье Чэнь, а затем принятый в ученики главой клана, был Ян Лучань (1799-1872).

Ян Лучань трансформировал стиль Чэнь, изменил характер некоторых движений, сделав их более плавными и растянутыми.

Со временем изменения привнесенные Ян Лучань сформировались в самостоятельный стиль, имеющий ощутимую оздоровительную направленность.

Ян Лучань считал, что высшей целью Тайцзицюань является сохранение здоровья и продление жизни.

При этом Ян Лучань был величайшим мастером боевых искусств своего времени и после многочисленных побед над ведущими китайскими мастерами боевых искусств получил прозвище Ян Уди - "Ян непобедимый".

Стиль У

Приблизительно в то же время, в которое был сформирован стиль Ян (во второй половине 19 века), возникли две школы Тайцзицюань стиля У.

Первая была создана Цюань Ю, учеником Ян Лучаня (основателя стиля Ян).

Стиль этой школы также именуется "малым стилем" (Сяоцзя).

Для данного стиля, как и стиля Ян, характерен медленный, ровный темп движений, в котором отсутствуют прыжки и резкие движения.

Вторая школа стиля У (другой иероглиф), была создана У Юйсяном на основе "старого стиля" школы Чэнь, которому У Юйсян обучался у Ян Лучаня и "нового стиля" школы Чэнь, который он освоил под руководством Чэнь Цинпина. Тайцзицюань этой школы делает упор на использование внутренней силы, точнее, "внутреннего усилия" (нэйцзинь).

Стиль Сунь

Данный стиль основан известным мастером Синьи (Синъицюань - "кулак формы и намерения") и Багуа (Багуачжан -"ладони восьми триграмм") Сунь Лутан в начале 20 века.

Основой стиля Сунь является принцип "открытия - закрытия", а именно сочетание движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил.

Для стиля характерны быстрые короткие передвижения, из-за которых стиль также называют "подвижный Тайцзицюань открытого и закрытого".

Стиль Удан

Первые упоминания об уданских стилях относятся к 16 веку, когда в противоположность шаолиньскому стилю был основан стиль "нэйцзяцюань" (кулак внутренней семьи).

По некоторым данным основоположником стиля был даосский священник Чжан Санфэн и стиль является более древним, относится к 13 веку.

Для стиля характерны перемещения по извилистым траекториям, напоминающим передвижение змей, движения стиля подобны непрерывному течению водного потока, производятся по спирали, при этом упор делается на преобразование ментального усилия, а не на грубую силу, когда движения тела подчинены не сокращению мышц, а энергетическому потоку, который, в свою очередь, управляется силой разума.

Комплекс Тайцзицюань стиля Удан состоит из 108 приемов, распределенных по наборам из восьми комбинаций.

Конечной целью стиля Удан является достижение духовного просветления, вне зависимости от религиозной принадлежности практикующегося.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Дальнейшее развитие

Гражданская война 1949 г., основание Китайской Народной Республики, а также последовавшая далее "Культурная революция", провозгласившая пренебрежение к культурным ценностям, стала причиной потери части традиций, так как мастера уходили из жизни, не передав следующим поколениям секретов своего искусства.

Существенным вкладом в возрождение Тайцзицюань было внесение его государственную программу по оздоровлению нации.

Так в 1956 году Министерством спорта КНР был разработан упрощённый комплекс гимнастики Тайцзицюань, доступный для массового преподавания Тайцзицюань стиля Ян (24 формы).

В основе данного комплекса лежал упрощенный вариант классического Тайцзицюань стиля Ян, который включал наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.

Упрощенный стиль отличает большая равномерность, мягкость, стабильность, спокойствие и сбалансированность. Комплекс оказывает существенный развивающий и оздоравливающий эффект и требует небольшое количество времени для выполнения.

Практика Тайцзицюань

Практика Тайцзицюань не приветствует такие методы тренировок, как работа на мешках, прыгание через скакалку или бег, прежде всего из-за того, что такие методы тренировок сводят на нет бойцовские качества, необходимые практикующему Тайцзи и приводят к потере чувствительности.

Мастера Тайцзи говорят, что мешки с песком помогают сделать кулак твердым, но это не приводит к увеличению ударной мощи, а лишь ослабляет боль при разбивании кирпичей.

Повышение ударной мощи является результатом количества и качества осуществленных во время тренировок ударов, но никак не следствием многочисленных ударов по мешку.

Осознанные же удары по воображаемой цели, как считают мастера Тайчи, приносят намного больше пользы, в отличие от отработки ударов на мешке, так испытывая боль при контакте с жесткой поверхностью, неизбежно приводят к тому, что сила и скорость удара будут инстинктивно занижаться.

Намного эффективнее ударная техника с использованием внутренней силы, которая напоминает своего рода электричество.

В практике Тайцзы - контроль за дыханием, ясность мышления, спокойствие и раскрепощенность - увеличивают не только внутреннюю силу, воплощенную в ударе, но и все прочие качества, необходимые в боевых искусствах.

Суть тренировочного процесса Тайцзицюань заключается в достижении спокойствия, а также осознании того, что агрессивные и эгоистические мысли ученика будут работать против него самого, и таким образом провоцируют добровольный отказ ученика от любого вида агрессии.

Техника "толкающих рук"

Базовая стратегия боя Тайцзицюань состоит в том, чтобы следовать движениям противника, для чего участнику поединка необходимо спокойствие и ясность мысли, в противном случае применение боевого искусства будет не эффективно.

В Тайчи сила удара определяется не силой инерции, а потоком внутренней энергии Ци, которая освобождается в момент контакта.

Особый подход в Тайцзинюань установлен при выполнении парных упражнений (или спаррингконтактов), где вместо обмена ударами, ученики используют практику "толкаюших рук", вступая в "мягкий" контакт с партнером и выполняя последовательность ритмических движений, целью которых является определение слабых мест противника, например, момента потери равновесия или определения незащищенного участка тела противника.

Кроме того данная практика учит следовать не только движениям партнера, но и его чувствам и мыслям, определяя момент, когда партнер теряет душевное равновесие, испытывает неуверенность, либо взволнован, и именно в этот момент противник может быть повержен.

Для техники "толкающих рук" мастера Тайчи определили ряд принципов:

- Следует сконцентрировать энергию Ци в Дань Тяне, так как это способствует расслаблению тела и обретению равновесия.

- Сердцем (или разумом) необходимо следовать за движениями противника, управляя потоком  Ци, при этом в движении, не использовать грубую физическую силу.

- Необходимо ощущать агрессивность намерений в движениях противника, используя инерцию его движений против него самого.

- Действия должны быть логическим продолжением движений противника, начинаясь позднее, чем движения противника - должны достигать цели, опережая атаку противника.

Мастера Тайчи говорят, что не следует атаковать первым, нужно ждать начала атаки противника, а затем нейтрализовать ее неожиданной контратакой.

- Нейтрализация атаки противника должна осуществляться в месте ее проведения и с использованием силы всего тела для контратаки.

- Во время атаки руками необходимо использовать силу, поступающую от ступней через бедра в область пояса, откуда она трансформируется на ударную точку. Таким образом, при ударе противника точка контакта является конечным пунктом приложения силы.

Цигун

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Развитие внутренней силы осуществляется при помощи практики Цигун.

Термин "Цигун" можно перевести, как "Искусство Энергии".

Использование искусства Цигун характерно для многих школ боевых искусств, практикующих Цигун в целях повышения боевых качеств, а также для улучшения здоровья, духовного роста и расширения сознания.

Мастера Тайчи определяют три уровня применения Цигун: здоровье, бой и духовное развитие.

Причем духовное развитие является высшей целью и Цигун и Тайцзицюань.

Холодное оружие в Тайцзицюань

В Тайцзицюань обучение практике применения оружия направлено, прежде всего, на обучение методике передачи энергетического потока на боевые поверхности холдного оружия. Иными словами передача энергии вооруженным рукам.

Техника Тайцзицюань предполагает умение владеть холодным оружием, но не придает ему такого значения, как шаолиньская школа Кунг-фу.

Три уровня мастерства

Мастера Тайчи определяют три уровня совершенства, достижимых при помощи искусства Тайцзицюань.

На первом уровне постигается Дзинь (форма) и приобретается прекрасное здоровье.

На втором уровне происходит развитие и обретение навыков управления энергией Ци.  Данный уровень является промежуточным и рассчитан на боевое применение искусства.

На третьем (высшем) уровне происходит развитие Шэнь (разум, дух). Цель данного уровня духовное совершенствование.

При этом необходимо учитывать, что практикующий Тайцзицюань становился Мастером не тогда, когда в совершенстве овладевал техникой и становился непобедимым воином, а только тогда, когда принципы Тайцзи становились основой его жизни.

Основополагающие принципы Тайцзицюань

Основополагающие принципы Тайцзицюань сводятся к 5 видам практики, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга, которые включают в себя понятия безмятежного разума, подвижного тела, совершенной энергии, воплощенной силы и концентрированного духа.

Безмятежный разум

Ничто не должно создавать препятствий для работы разума, и каждое движение должно быть ему подконтрольно. Оружием должна быть воля, но не сила.

Подвижное тело

Любое перемещение должно осуществляться без колебаний. Обе руки должны объединять непрерывный поток Ци, который подобен круговороту, при этом каждая часть тела должна быть скоординирована в соответствии с ним.

Совершенная энергия

 Целью является обретение потока энергии в позвоночном столбе, а также одновременная гармонизация дыхания, что способствует включению в единый энергетический поток всего тела. При этом вдох - удерживает и аккумулирует энергию, а выдох - способствует ее распространению и проявлению.

Направление энергии осуществляется посредством воли, а не грубой физической силы.

Воплощенная сила

Сила поднимается от пяток, преобразуется на уровне пояса, истекает из позвоночника и материализуется в ударной поверхности руки или ноги, трансформируясь в единое целое.  Проявление силы осуществляется подобно стремительному потоку и проявляется в строго определенный момент, т.е. в момент нанесения удара.

Концентрированный дух

Все вышеуказанные принципы воплощаются в главном принципе - концентрации и целенаправленности духа.

Когда дух ("шэнь") сконцентрирован, поток энергии Ци может быть многократно усилен. При этом усиление потока энергии питает дух, что способствует усилению энергетического потенциала, ясности ума, координации движений и способности различать, как говорят мастера Тайчи, "видимое" от "сущностного".

Мастера, практически всех восточных единоборств, считают, что развитию техники должно предшествовать развитие силы. Одним из основных способов достижения данной цели является отработка стоек.

Одним из основных упражнений для развития внутренней силы является "стойка трех кругов" ("стойка Тайцзы").

Задачей практики выполнения является не внешняя форма, а достижение состояния полного внутреннего умиротворения и расслабленности.

Результатом правильного выполнения стойки будет ощущение потока внутренней энергии циркулирующей внутри тела, а на продвинутых этапах практики - ощущение слияния внутренней энергии Ци человека с энергией Ци Вселенной.