БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Тхэквондо - это корейское боевое искусство, первые упоминания о котором, дошедшие до нашего времени, насчитывают около двух тысяч лет.
Одной из главных особенностей Тхэквондо является активное использование ног в поединке, включающее в себя сложную систему прыжков и ударов в полете.
В древности обязательным требованием при обучении боевому искусству считалось обретение навыка прыжка с ударом ногой на высоту человеческого роста.
Ученик, считался достигшим уровня мастера, если мог без труда выбивать всадников из седел.
Термин "Тхэквондо" состоит трёх слов и переводится с корейского, как "Путь руки и ноги", где "Тхэ" - нога, "Квон" - кулак (рука), "До" - философский подход к жизненному пути, или Путь для достижения Просветления.
Мастер боевых искусств Чхве Хон Хи, создатель Международной федерации Тхэквондо (ITF), определял Тхэквондо, не только как систему, включающую в себя обучение техники самообороны без оружия и набор общеукрепляющих оздоровительных практик, но, прежде всего - как путь к совершенствованию, направленный на полноценное и гармоничное духовное и физическое развитие человека. Структура Тхэквондо включает в себя формальные упражнения, спортивный спарринг, приемы самообороны и разбивание твердых предметов...
Формирование систем рукопашного боя, ставших впоследствии основой для стилей из которых создано современное Тхэквондо, по историческим данным относится к концу 1 века до н. э., когда на территории современной Кореи существовало три государства: Когурё, Пэкче и Сила.
К этому же периоду относится основание военно-религиозного института Хваранов (в переводе с с древнекорейского "Цветы-Юноши"), где обучались лучшие воины, которые изучали философию буддизма и конфуцианство, историю и социальную этику. Но основу обучения составляли боевые искусства, являвшиеся прообразом современного Тхэквондо.
До 8 века существенное влияние на корейские боевые искусства оказывали тесные связи Кореи с Китаем. Однако впоследствии, когда отношения с Китаем были прекращены, корейский стиль рукопашного боя приобрел свою самобытность, в частности сложнейшую систему прыжков и ударов в полете, которая является отличительной чертой корейского рукопашного боя.
Долгие годы корейское боевое искусство хранилось в тайне и передавалось от учителей к избранным ученикам, оставаясь закрытой для широких масс.
Впервые боевое искусство, явившееся в последствие прообразом современного Тхэквондо было приоткрыто в 1790 г, в трактате знаменитого ученого и государственного деятеля Ли Донму "Муётоботхончжи".
Трактат включал в себя описание различных систем боя с оружием, а также отдельные методы рукопашного боя комплекс приемов кулачного боя под названием "Хёнгакквон".
После издания трактата, боевое искусство перестало храниться в тайне, но тем ни менее, по прежнему не приобрело массового характера, а передавалось от учителя к ограниченному количеству учеников, но уже не из-за намерения скрыть в тайне боевое искусство, а по причине общего снижения интереса к военному искусству вообще, и к национальной школе рукопашного боя, в частности.
В начале 20 века, во время японской оккупации Кореи, значительное влияние на корейские боевые искусства оказали японские и окинавские стили рукопашного боя, в том числе Каратэ, которое привнесло в развитие корейской традиции элементы своего стиля, в частности технику работы руками.
Также, следует отметить и обратное влияние корейского боевого искусства на японские и окинавские стили, так основатель одного из мощнейших стилей Каратэ Киокушинкай Ояма Масутацу был корейцем по происхождению и до приезда в Японию в первой половине 20 века активно практиковал национальные корейские системы рукопашного боя (тхэккен, чаби и чхарёк), лежащие в основе современного Тхэквондо.
Однако запрет традиционных корейских боевых искусств, существовавший в период японской оккупации, негативно отразился на духовно-мистической практике, составлявшей неотъемлемую часть школы и многие духовные традиции древнего искусства были безвозвратно утрачены.
Поэтому в школах рукопашного боя, открывшихся в период национального возрождения Кореи после снятия японской оккупации преподавалась только техника рукопашного боя, лишенная духовной составляющей, и техника это была скорее японская, хотя и выдавалась за древнекорейскую.
К концу 1954 года Чхве Хон Хи объединив и систематизировав полученные знания, а также дополнив традиционный корейский стиль рукопашного боя наиболее эффективными элементами японских и окинавских стилей, завершил формирование нового корейского боевого искусства, которому 11 апреля 1955 года на съезде руководителей школ было дано имя "Тхэквондо".
Там же был утвержден и новый комплекс формальных упражнений, разработанных Чхве Хон Хи, состоявший из двадцати упражнений, которые назывались "Хён". В комплекс вошли нововосстановленные древние корейские упражнения, а также ката Каратэ, но только с корейскими названиями.
Со временем комплексы формальных упражнений дополнялись и видоизменялись.
Отличительной чертой современных комплексов являлся ярко выраженный символизм, например, перемещения в комплексе часто представляют собой схему какого-нибудь иероглифа, а количество используемых приемов определено каким-либо значением. Например, количество движений может соответствовать числу легендарных воинов-хваранов, либо комплекс может символизировать жизнь какого либо национального героя.
По словам Чхве Хон Хи основу Тхэквондо составили этические и моральные принципы восточной философии, а также его личной философии, система ценностей и морально- этических норм.
Созданный стиль поддержали представители некоторых школ традиционных корейских боевых искусств (чандокван, сонмукван, одокван).
Однако большинство школ отказались присоединяться к новому стилю в попытке сохранить собственную самобытность, но постепенно эти школы утратили популярность и все-таки присоединились стилю, но в рамках разных федераций.
Таким образом, Тхэквондо начало развиваться в разных версиях в рамках нескольких федераций, в которых появились свои комплексах формальных упражнений, правила, условия соревнований, и даже терминология.
Цель тренировок
Целью тренировок и изучения Тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического, нравственного и духовного начал в человеке.
В древние времена способ достижения единения основных начал в человеке, а также гармонизация человека с окружающим миром, был сформулирована в виде трех базовых принципах: Боевая техника (Мусуль), Боевое искусство (Муе) и Путь (До).
Боевая техника (Мусуль) - включает в себя все технические и тактические методы системы ведения реального боя и самообороны, используемые в Тхэквондо.
Боевое искусство (Муе) - представляет собой метод работы над собой, когда процесс обучения включает в себя не только обретение навыков физической победы над противником, но и умение побеждать свои недостатки. Совершенствование техники Тхэквондо приводит к развитию воли и самоконтроля ученика, а процесс тренировки становится творческим процессом самопознания и саморазвития.
Путь (До) - данный принцип рассматривается в контексте духовно-нравственного воспитания и воплощает в себе стремление человека осознать свою истинную природу, определить свое место в мире и способы взаимодействия с миром.
Базовые принципы Тхэквондо, используемые в рамках тренировочного процесса, способствуют комплексному физическому и духовному развитию человека, а также гармоничному совершенствованию личности, что является целью и сутью тренировок Тхэквондо.
Форма для занятий
Для занятий Тхэквондо предусмотрена специальная форма - Добок, состоящая из куртки, брюк и пояса.
Традиционно куртка и брюки в Тхэквондо белого цвета.
Рукава куртки, как правило, доходят до кистей рук, длина куртка - чуть ниже верхней части бедер. Брюки прикрывают лодыжку. На куртке с левой стороны груди обычно пришивается логотип клуба или федерации.
Иные символы и разного рода украшения на Добке считаются недопустимыми.
Тренировки тхэквондистов проходят босиком или в специальных мягких тапочках "соги", которые не должны закрывать голеностопный сустав и должны позволять свободно выполнять удары ногами.
Тренировки и соревнования в Тхэквондо проходят на татами с упругим покрытием, размер которого 12 х 12 метров.
При проведении соревнований продолжительность поединка составляет для мужчин:
3 раунда по 3 минуты, для женщин и юниоров 3 раунда по 2 минуты.
Перерывы между раундами - одна минута.
Поединки на соревнованиях оцениваются по сумме очков, в также по нокдаунам.
Удары разрешаются только в защищенные места.
Запрещена атака упавшего соперника, а также все виды захватов, броски, толчки и удары коленями.
Во всех версиях Тхэквондо при проведении соревнований удар ногой оцениваются выше, чем удары руками, удары в прыжке выше, чем удары с земли.
Серии ударов, нанесенных руками оцениваются, как один удар ногой, при этом при нанесении серии ударов ногами каждый удар ногой оценивается отдельно.
Пояса
В Тхэквондо принята следующая система поясов: 10 цветных поясов - соответствующие 10 ученическим уровням (Гыпам) и 9 чёрных поясов, соответствующие 9 степеням мастерства (Данам).
Аттестация спортсменов при освоении очередного уровня (Гыпа) включает три основных элемента:
Спарринг ("Керуги") между кандидатом и обладателем того пояса, на который он претендует;
Упражнения на разбивание предметов ("Кекпа") - деревянных дощечек, черепицы и т.п.;
Комплекса формальных упражнений ("Пумсз").
Получить чёрный пояс, соответствующий первому дану, в Тхэквондо можно в зависимости от интенсивности тренировок и прилежности практикующего, в срок от одного года до пяти лет.
Чёрный пояс, соответствующий второму дану, можно получить только через год после получения первого, 3-й дан - через два года, 4-й - три, и так далее.
Обладатели чёрных поясов с 1-го по 3-й дан в Тхэквондо могут считаться помощниками учителя (по-сабом).
В Тхэквондо данные уровни рассматриваются, как начальные степени мастерства.
При аттестации на даны с 1-го по 3-й, в аттестационные требования входят только технические приемы и знания истории Тхэквондо.
Обладатели чёрных поясов с 4-го по 6-й дан считаются учителями - Сабом, При аттестации на 4-й дан и выше, помимо технического экзамена сдается обязательный теоретический экзамен в форме письменного реферата.
Также существует временной ценз для получения 4-го дана: человек может стать его обладателем минимум через 7 лет после начала занятий Тхэквондо.
Обладатели чёрных поясов 7-го и 8-го дана считаются мастерами - Са хюн там, в большинстве случаев они имеют собственные школы и учеников.
Обладатель чёрного пояса 9-го дана считается великим мастером - Са сон ним.
В Тхэквандо цвет пояса имеет свое символическое значение, например, белый пояс символизирует стремление к познаниям и чистоту, желтый плодотворную почву, на которой произрастут семена знания, зеленый пояс - означает первые плоды после усердного обучения, синий пояс символизирует небо и границу (на данном этапе обучения ученик должен доказать, что его намерение идти дальше твердое и непоколебимое), красный предупреждение, что ученик скоро станет мастером.
Черный пояс объединяет все цвета. Черный пояс носят мастера от первого дана и выше.
Техника
Большинство атакующих действий в Тхэквондо основываются на взаимодействии двух сил.
Первая связана с воздействием на тело противника в результате нанесения удара, вторая с инерцией движущихся сегментов тела противника.
Техника Тхэквондо включает в себя 3 составляющих:
1. Базовая техника - является основой Тхэквондо и изучается в самом начале обучения. Базовая техника включает в себя:
Основные стойки (Кибон Соги);
Основную технику ног (Кибон Паль Чаги);
Основную технику рук (Кибон Дончак);
Комплексы формальных упражнений (Пумсэ - техника передвижений);
Разбивание предметов (Кёкпа);
Технику прыжков (Туё).
2. Спортивная (Спарринговая) техника - техника, изучаемая после практического освоения основных приёмов базовой техники.
В соответствии с версией WTF спарринговая техника включает в себя следующие приёмы:
Технику передвижений в спарринге (Стэп);
Технику работы по снарядам, на лапах, в грушу, в мешок (Пьоджок Чиги);
Технику работы с партнёром, условный спарринг в защитных протекторах (Мачо Кёруги);
Технику работы в спарринге по правилам WTF.
3. Прикладная (Боевая) техника - техника реального боя и самообороны (на высшем уровне прикладная техника включает приемы работы с оружием и против оружия). Боевая техника включает в себя изучение техник с партнёром:
Бой на 3 шага (Сам Бон Кёруги);
Бой на 2 шага (И Бон Кёруги);
Бой на 1 шаг (Иль Бон Кёруги);
Бой на 1 шаг с использованием подсечек и захватов (Хан Бон Кёруги);
Техника самообороны (Хосинсуль);
Техника работы с оружием (Соль Са До);
Техника показательных выступлений - специальная техника (Сибом).
Мастера говорят, что Дух Тхэквондо начинается с техники, развивается внутри техники и достигает совершенства через технику. В процессе тренировок техника и философия Тхэквондо развивают другие аспекты человеческой личности, культивируя и направляя внутреннюю энергию.
Целью тренировок является объединение и слияние воедино двух основ системы ценностей Тхэквондо - воинского искусства и морали.
Результат такого слияния мастера Тхэквондо называют "CHONG" или правильность. Понятие "CHONG" относится к чистому сердцу, самоконтролю и неустрашимости.
Принцип изучения техники боевого искусства основывается на многократном повторении технических действий, таким образом, тело укрепляется, привыкает к определенным движениям и частоте дыхания, в результате чего действия выводятся на бессознательный уровень.
Результатом таких тренировок является самостоятельная работа тела на основе рефлексов, когда, попадая в боевую ситуацию удары и блоки производятся подобно вспышкам молний при сосредоточенном, но не напряженном внимании.
Практика таких тренировок, при условии корректного выполнения технических приемов, стоек и перемещений, укрепляет не только тело и чувство внутренней уверенности и собранности, но и боевой бух, а также совершенствует духовность, так как практика овладения боевыми искусствами устанавливает обязательное применение принципов Тхэквондо, в то числе: настойчивость, самообладание, учтивость, непоколебимость духа, в данном процессе.
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер