Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

ТХЭКВОНДО

Проект "Беседы с Сенсеем"

Тхэквондо - это корейское боевое искусство, первые упоминания о котором, дошедшие до нашего времени, насчитывают около двух тысяч лет.

Одной из главных особенностей Тхэквондо является активное использование ног в поединке, включающее в себя сложную систему прыжков и ударов в полете.

В древности обязательным требованием при обучении боевому искусству считалось обретение навыка прыжка с ударом ногой на высоту человеческого роста.

Ученик, считался достигшим уровня мастера, если мог без труда выбивать всадников из седел.

Термин "Тхэквондо" состоит трёх слов и переводится с корейского, как "Путь руки и ноги", где "Тхэ" - нога, "Квон" - кулак (рука), "До" - философский подход к жизненному пути, или Путь для достижения Просветления.

Мастер боевых искусств Чхве Хон Хи, создатель Международной федерации Тхэквондо (ITF), определял Тхэквондо, не только как систему, включающую в себя обучение техники самообороны без оружия и набор общеукрепляющих оздоровительных практик, но, прежде всего - как путь к совершенствованию, направленный на полноценное и гармоничное духовное и физическое развитие человека. Структура Тхэквондо включает в себя формальные упражнения, спортивный спарринг, приемы самообороны и разбивание твердых предметов...

Формирование систем рукопашного боя, ставших впоследствии основой для стилей из которых создано современное Тхэквондо, по историческим данным относится к концу 1 века до н. э., когда на территории современной Кореи существовало три государства: Когурё, Пэкче и Сила.

К этому же периоду относится основание военно-религиозного института Хваранов (в переводе с с древнекорейского "Цветы-Юноши"), где обучались лучшие воины, которые изучали философию буддизма и конфуцианство, историю и социальную этику. Но основу обучения составляли боевые искусства, являвшиеся прообразом современного Тхэквондо.

До 8 века существенное влияние на корейские боевые искусства оказывали тесные связи Кореи с Китаем. Однако впоследствии, когда отношения с Китаем были прекращены, корейский стиль рукопашного боя приобрел свою самобытность, в частности сложнейшую систему прыжков и ударов в полете, которая является отличительной чертой корейского рукопашного боя.

Долгие годы корейское боевое искусство хранилось в тайне и передавалось от учителей к избранным ученикам, оставаясь закрытой для широких масс.

Впервые боевое искусство, явившееся в последствие прообразом современного Тхэквондо было приоткрыто в 1790 г, в трактате знаменитого ученого и государственного деятеля Ли Донму "Муётоботхончжи".

Трактат включал в себя описание различных систем боя с оружием, а также отдельные методы рукопашного боя комплекс приемов кулачного боя под названием "Хёнгакквон".

После издания трактата, боевое искусство перестало храниться в тайне, но тем ни менее, по прежнему не приобрело массового характера, а передавалось от учителя к ограниченному количеству учеников, но уже не из-за намерения скрыть в тайне боевое искусство, а по причине общего снижения интереса к военному искусству вообще, и к национальной школе рукопашного боя, в частности.

Проект "Беседы с Сенсеем"

В начале 20 века, во время японской оккупации Кореи, значительное влияние на корейские боевые искусства оказали японские и окинавские стили рукопашного боя, в том числе Каратэ, которое привнесло в развитие корейской традиции элементы своего стиля, в частности технику работы руками.

Также, следует отметить и обратное влияние корейского боевого искусства на японские и окинавские стили, так основатель одного из мощнейших стилей Каратэ Киокушинкай Ояма Масутацу был корейцем по происхождению и до приезда в Японию в первой половине 20 века активно практиковал национальные корейские системы рукопашного боя (тхэккен, чаби и чхарёк), лежащие в основе современного Тхэквондо.

Однако запрет традиционных корейских боевых искусств, существовавший в период японской оккупации, негативно отразился на духовно-мистической практике, составлявшей неотъемлемую часть школы и многие духовные традиции древнего искусства были безвозвратно утрачены.

Поэтому в школах рукопашного боя, открывшихся в период национального возрождения Кореи после снятия японской оккупации преподавалась только техника рукопашного боя, лишенная духовной составляющей, и техника это была скорее японская, хотя и выдавалась за древнекорейскую.

К концу 1954 года Чхве Хон Хи объединив и систематизировав полученные знания, а также дополнив традиционный корейский стиль рукопашного боя наиболее эффективными элементами японских и окинавских стилей, завершил формирование нового корейского боевого искусства, которому 11 апреля 1955 года на съезде руководителей школ было дано имя "Тхэквондо".

Там же был утвержден и новый комплекс формальных упражнений, разработанных Чхве Хон Хи, состоявший из двадцати упражнений, которые назывались "Хён". В комплекс вошли нововосстановленные древние корейские упражнения, а также ката Каратэ, но только с корейскими названиями.

Проект "Беседы с Сенсеем"

Со временем комплексы формальных упражнений дополнялись и видоизменялись.

Отличительной чертой современных комплексов являлся ярко выраженный символизм, например, перемещения в комплексе часто представляют собой схему какого-нибудь иероглифа, а количество используемых приемов определено каким-либо значением. Например, количество движений может соответствовать числу легендарных воинов-хваранов, либо комплекс может символизировать жизнь какого либо национального героя.

По словам Чхве Хон Хи основу Тхэквондо составили этические и моральные принципы восточной философии, а также его личной философии, система ценностей и морально- этических норм.

Созданный стиль поддержали представители некоторых школ традиционных корейских боевых искусств (чандокван, сонмукван, одокван).

Однако большинство школ отказались присоединяться к новому стилю в попытке сохранить собственную самобытность, но постепенно эти школы утратили популярность и все-таки присоединились стилю, но в рамках разных федераций.

Таким образом, Тхэквондо начало развиваться в разных версиях в рамках нескольких федераций, в которых появились свои комплексах формальных упражнений, правила, условия соревнований, и даже терминология.

Цель тренировок

Целью тренировок и изучения Тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического, нравственного и духовного начал в человеке.

В древние времена способ достижения единения основных начал в человеке, а также гармонизация человека с окружающим миром, был сформулирована в виде трех базовых принципах: Боевая техника (Мусуль), Боевое искусство (Муе) и Путь (До).

Боевая техника (Мусуль) - включает в себя все технические и тактические методы системы ведения реального боя и самообороны, используемые в Тхэквондо.

Боевое искусство (Муе) - представляет собой метод работы над собой, когда процесс обучения включает в себя не только обретение навыков физической победы над противником, но и умение побеждать свои недостатки. Совершенствование техники Тхэквондо приводит к развитию воли и самоконтроля ученика, а процесс тренировки становится творческим процессом самопознания и саморазвития.

Путь (До) - данный принцип рассматривается в контексте духовно-нравственного воспитания и воплощает в себе стремление человека осознать свою истинную природу, определить свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Базовые принципы Тхэквондо, используемые в рамках тренировочного процесса, способствуют комплексному физическому и духовному развитию человека, а также гармоничному совершенствованию личности, что является целью и сутью тренировок Тхэквондо.

Форма для занятий

Проект "Беседы с Сенсеем"

Для занятий Тхэквондо предусмотрена специальная форма - Добок, состоящая из куртки, брюк и пояса.

Традиционно куртка и брюки в Тхэквондо белого цвета.

Рукава куртки, как правило, доходят до кистей рук, длина куртка - чуть ниже верхней части бедер. Брюки прикрывают лодыжку. На куртке с левой стороны груди обычно пришивается логотип клуба или федерации.

Иные символы и разного рода украшения на Добке считаются недопустимыми.

Тренировки тхэквондистов проходят босиком или в специальных мягких тапочках "соги", которые не должны закрывать голеностопный сустав и должны позволять свободно выполнять удары ногами.

Тренировки и соревнования в Тхэквондо проходят на татами с упругим покрытием, размер которого 12 х 12 метров.

При проведении соревнований продолжительность поединка составляет для мужчин:

3 раунда по 3 минуты, для женщин и юниоров 3 раунда по 2 минуты.

Перерывы между раундами - одна минута.

Поединки на соревнованиях оцениваются по сумме очков, в также по нокдаунам.

Удары разрешаются только в защищенные места.

Запрещена атака упавшего соперника, а также все виды захватов, броски, толчки и удары коленями.

Во всех версиях Тхэквондо при проведении соревнований удар ногой оцениваются выше, чем удары руками, удары в прыжке выше, чем удары с земли.

Серии ударов, нанесенных руками оцениваются, как один удар ногой, при этом при нанесении серии ударов ногами каждый удар ногой оценивается отдельно.

Пояса

В Тхэквондо принята следующая система поясов: 10 цветных поясов - соответствующие 10 ученическим уровням (Гыпам) и 9 чёрных поясов, соответствующие 9 степеням мастерства (Данам).

Аттестация спортсменов при освоении очередного уровня (Гыпа) включает три основных элемента:

Спарринг ("Керуги") между кандидатом и обладателем того пояса, на который он претендует;

Упражнения на разбивание предметов ("Кекпа") - деревянных дощечек, черепицы и т.п.;

Комплекса формальных упражнений ("Пумсз").

Получить чёрный пояс, соответствующий первому дану, в Тхэквондо можно в зависимости от интенсивности тренировок и прилежности практикующего, в срок от одного года до пяти лет.

Чёрный пояс, соответствующий второму дану, можно получить только через год после получения первого, 3-й дан - через два года, 4-й - три, и так далее.

Обладатели чёрных поясов с 1-го по 3-й дан в Тхэквондо могут считаться помощниками учителя (по-сабом).

В Тхэквондо данные уровни рассматриваются, как начальные степени мастерства.

При аттестации на даны с 1-го по 3-й, в аттестационные требования входят только технические приемы и знания истории Тхэквондо.

Обладатели чёрных поясов с 4-го по 6-й дан считаются учителями - Сабом, При аттестации на 4-й дан и выше, помимо технического экзамена сдается обязательный теоретический экзамен в форме письменного реферата.

Также существует временной ценз для получения 4-го дана: человек может стать его обладателем минимум через 7 лет после начала занятий Тхэквондо.

Обладатели чёрных поясов 7-го и 8-го дана считаются мастерами - Са хюн там, в большинстве случаев они имеют собственные школы и учеников.

Обладатель чёрного пояса 9-го дана считается великим мастером - Са сон ним.

В Тхэквандо цвет пояса имеет свое символическое значение, например, белый пояс символизирует стремление к познаниям и чистоту, желтый плодотворную почву, на которой произрастут семена знания, зеленый пояс - означает первые плоды после усердного обучения, синий пояс символизирует небо и границу (на данном этапе обучения ученик должен доказать, что его намерение идти дальше твердое и непоколебимое), красный предупреждение, что ученик скоро станет мастером.

Черный пояс объединяет все цвета. Черный пояс носят мастера от первого дана и выше.

Техника

Большинство атакующих действий в Тхэквондо основываются на взаимодействии двух сил.

Первая связана с воздействием на тело противника в результате нанесения удара, вторая с инерцией движущихся сегментов тела противника.

Техника Тхэквондо включает в себя 3 составляющих:

1. Базовая техника - является основой Тхэквондо и изучается в самом начале обучения. Базовая техника включает в себя:

Основные стойки (Кибон Соги);

Основную технику ног (Кибон Паль Чаги);

Основную технику рук (Кибон Дончак);

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Комплексы формальных упражнений (Пумсэ - техника передвижений);

Разбивание предметов (Кёкпа);

Технику прыжков (Туё).

2. Спортивная (Спарринговая) техника - техника, изучаемая после практического освоения основных приёмов базовой техники.

В соответствии с версией WTF спарринговая техника включает в себя следующие приёмы:

Технику передвижений в спарринге (Стэп);

Технику работы по снарядам, на лапах, в грушу, в мешок (Пьоджок Чиги);

Технику работы с партнёром, условный спарринг в защитных протекторах (Мачо Кёруги);

Технику работы в спарринге по правилам WTF.

3.  Прикладная (Боевая) техника - техника реального боя и самообороны (на высшем уровне прикладная техника включает приемы работы с оружием и против оружия). Боевая техника включает в себя изучение техник с партнёром:

Бой на 3 шага (Сам Бон Кёруги);

Бой на 2 шага (И Бон Кёруги);

Бой на 1 шаг (Иль Бон Кёруги);

Бой на 1 шаг с использованием подсечек и захватов (Хан Бон Кёруги);

Техника самообороны (Хосинсуль);

Техника работы с оружием (Соль Са До);

Техника показательных выступлений - специальная техника (Сибом).

Проект "Беседы с Сенсеем"

Мастера говорят, что Дух Тхэквондо начинается с техники, развивается внутри техники и достигает совершенства через технику. В процессе тренировок техника и философия Тхэквондо развивают другие аспекты человеческой личности, культивируя и направляя внутреннюю энергию.

Целью тренировок является объединение и слияние воедино двух основ системы ценностей Тхэквондо - воинского искусства и морали.

Результат такого слияния мастера Тхэквондо называют "CHONG" или правильность. Понятие "CHONG" относится к чистому сердцу, самоконтролю и неустрашимости.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Принцип изучения техники боевого искусства основывается на многократном повторении технических действий, таким образом, тело укрепляется, привыкает к определенным движениям и частоте дыхания, в результате чего действия выводятся на бессознательный уровень.

Результатом таких тренировок является самостоятельная работа тела на основе рефлексов, когда, попадая в боевую ситуацию удары и блоки производятся подобно вспышкам молний при сосредоточенном, но не напряженном внимании.

Практика таких тренировок, при условии корректного выполнения технических приемов, стоек и перемещений, укрепляет не только тело и чувство внутренней уверенности и собранности, но и боевой бух, а также совершенствует духовность, так как практика овладения боевыми искусствами устанавливает обязательное применение принципов Тхэквондо, в то числе: настойчивость, самообладание, учтивость, непоколебимость духа, в данном процессе.