Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

СУМО

Сумо – японское боевое искусство, являющееся на сегодняшний день самым популярным и почитаемым в Японии.

Японцы считают Сумо воплощением самурайских традиций, воинским искусством, сохранившим истинный дух Будо.

Термин «Сумо» происходит от японского глагола «Сумафу», что в можно перевести, как «состязаться в силе» или «меряться силами».

Легенда, описанная в древнем трактате «Кодзики», повествует о том, как две с половиной тысячи лет назад между богами Такэмикадзути и Такэминаката возник спор, кому из них будут принадлежать Японские острова.

Не сумев договориться боги, сошлись в поединке Сумо, исход которого должен был определить принадлежность островов.

Согласно легенде победа была за Такэмикадзути, от которого и ведется родословная японской императорской семьи.

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Также упоминания о древней японской борьбе, схожей по техническом арсеналу с современным Сумо, встречается и в других древних японских текстах, в том числе – в трактатах «Сумаи» и «Нихон сёки», датированных 8 веком.

В период Хэйан (с 794 по 1185 г.г.) Сумо становится важнейшим ритуалом императорского двора. В проводимых при дворе соревнованиях должны были участвовать представители всех провинций.

Победивший – получал чемпионский титул и награду от самого императора.

Именно в тот период идеалом борца (Рикиси) становится силач, огромного роста и веса, вызывающий почет и уважение, как со стороны самураев, так и представителей императорского двора.

Одновременно с «придворным» Сумо, развивалось, так называемое «народное» Сумо, поединки которого проводились на площадях и улицах и были невероятно популярными в народе.

В поединках участвовали силачи из числа обычных граждан или крестьян, что нередко приводило к массовым дракам и потасовкам, из-за чего «народное» сумо регулярно запрещалось.

К концу 17 века, который в Японии называют «Золотым веком Сумо» были сформированы правила Сумо, а также определены 72 основных приема боевого искусства («Кимаритэ»), которые дошли до настоящего времени практически в неизменном виде.

Сумоистский поединок

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Поединки в Сумо проходят на особом глиняном или земляном помосте – «Дохё», (квадратной площадке шириной ровно 727 см, но бороться можно только в центральном круге диаметром 455 см).

Дохё строго ориентировано по сторонам света.

Края Дохё традиционно ставятся на основание из особого состава мягкой глины, что позволяет амортизировать удары от падения борцов (Рикиси).

Дохё, согласно древней традиции, является не просто площадкой для проведения соревнований.

Дохё - это место священнодействия, своеобразная проекция Неба на земле, очищаемое согласно древним ритуалам и наполненное синтоистской символикой.

Так навес над Дохё является абсолютной копией крыш синтоистских храмов, кисточки, в каждом углу  - соответствуют временам года, песок покрывающий Дохё – символизирует чистоту, а судья (Гёдзи), помимо прочего соотносится с образом синтоистского священнослужителя.

Поединки начинаются по команде судьи (Гёдзи) и сопровождаются выполнением традиционных ритуальных действий:

С западной и восточной сторон помоста, располагаются кувшины с так называемым «напитком силы» (как правило, это обычная вода, над которой совершен синтоистский обряд).

Рикиси медленно поднимаются на помост, каждый со своей стороны, подходят к кувшинам, пьют «напиток силы» и брызгают им на себя, так как считается, что такой напиток наделяет их особым могуществом и защищает от злых духов.

Далее борцы, широко расставив ноги, громко топают ими, раскачиваясь из стороны в сторону, и оглушительно хлопают в ладоши, а затем рассыпают по площадке соль, определенным образом отряхивая ладони.

Данное ритуальное действо, является отголоском древнейших шаманистских камланий, направленных на изгнание злых духов.

Известны случаи, когда Рикиси отказывался от поединка после проведения такого ритуала, на основании того, что злые духи не были изгнаны.

Началу схватки предшествует своеобразная психологическая борьба – Сикири, так называемый «поединок взглядов», когда борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед и пристально глядя в глаза друг друга, стремясь морально сломить противника, заставив его сдаться без боя.

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Бойцы Сумо говорят:

«Чтобы победить противника, нужно подавить его волю, тогда победа будет одержана до боя».

 В древние времена продолжительность «психологического поединка» не ограничивалась и могла продолжаться часами, современное Сумо ограничивает Сикири, которое не может длиться более 4-х минут.

Сам поединок до сих пор не имеет временных ограничений и длится до победы (хотя в любительских турнирах, ограничения по времени, иногда все-таки устанавливаются), при этом, согласно древнему правилу боевого искусства – в поединке всегда должен быть победитель.

Как правило, поединок длится несколько секунд и исход его очевиден, но в редких случаях судья может назначить повторный поединок, когда возникают трудности с определением победителя.

Кроме того, судья в любой момент вправе остановить поединок по любой причине, например из-за непорядка в одежде или из-за травмы одного из борцов.

Окончание и исход поединка также определяет Гёдзи, указывая в ту сторону Дохё откуда начинал поединок победитель.

Для определения победителя поединка существует два основных правила:

Проиграл тот, кто первым коснулся земли любой частью тела, кроме стоп.

Проиграл тот, кто первым коснулся земли за пределами круг, причем поражение засчитывается, если за ограничительную линию выйдет лишь рука или даже стопа одного из бойцов.

В поединке Сумо самой важной считается первая атака, которая начинается сразу после «поединка взглядов» (Сикири):

Рикиси низко приседают, упираясь кулаками в пол и не отрывая взгляда, смотрят в глаза друг другу, а затем резко бросаются друг на друга, сталкиваясь телами («Татиай»), в результате чего один из бойцов, как правило, оказывается за пределами Дохё.

В Сумо приветствуется наступательная борьба, в то время, как любые уклонения от контакта, хотя и не относятся к запрещенным действиям, но крайне не приветствуются.

В настоящее время официальные турниры среди профессионалов по Сумо (Басё) проводятся шесть раз в год, в Токио.

Борцы высших уровней проводят по пятнадцать поединков за Басё, начальных уровней около семи.

Техника Сумо

Технический арсенал современного Сумо включает около 70 приемов, в их числе 48 классических бросков.

Также в Сумо разрешены пощёчины («Харитэ»), подножки, подсечки, захваты за любые разрешённые части тела и разрешённые части поясов, упор ребром ладони в горло («Нодова»).

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Запрещенными в Сумо ударами считаются удары ногами в живот или грудь, удары кулаками, пальцами, прямые удары в голову, заломы пальцев, а также удушающие захваты.

Наиболее часто используемым приемом является сохранившийся с древних времен толчок ладонью в грудь, отработка которого проводится во время тренировок за счет многочисленных ударов по деревянным сваям или железобетонным стенам.

В Сумо нет и никогда не существовало весовых категорий, поэтому вес Рикиси как правило является определяющим факторам исхода поединка.

Практически все борцы высокого уровня имеют вес, существенно превышающий сто килограмм, при этом доля жира в массе тела составляет, как правило, от 23 % до 39 %.

Десять ступеней мастерства

В современном Сумо существует 10 ступеней мастерства, введенные еще в 17—18 веках.

Первые четыре ступени мастерства считаются начальными, а остальные шесть – высшими и носят название «Макуути».

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Рикиси, достигших высших степеней мастерства – не более 2-х сотен, и они пользуются особым уважением.

Такие борцы носят характерную прическу (волосы убраны в пучок Тёммагэ, ношение которого допускается только для мастеров высшего уровня) и пояс (Маваси - тканевый пояс длиной 9 метров и шириной 80 см, обматыемый, как правило, в 5 оборотов вокруг голого тела и между ног и закрепляемый за спиной особым узлом), со специальной вышивкой.

Высшим титулом в Сумо является титул Ёкодзуна, что можно перевести, как «Великий чемпион».

Титул является пожизненным и предусматривает выплату государственной пенсии.

Титул присуждается борцу, зарекомендовавшему себя как носитель традиций, победившему не менее, чем в двух турнирах высшего уровня.

Однако, основным критерием, для присуждения титула, помимо перечисленных выше, являются высокие моральные и нравственные качества борца.

Ёкодзун всегда окружен многочисленной свитой из обслуживающего персонала (поваров, секундантов, массажистов, личных секретарей, администраторов) и поклонников.

Впервые титул Ёкодзуна был присужден Акаси Сиганосукэ в 1632 г.

Присутствие на сумоистских поединках Ёкодзуна считается большой честью.

Как правило, Ёкодзун появляется в сопровождении главного судьи и двух помощников, обычно известных сумоистов, один из которых несет ритуальный меч, который откладывается в сторону, как символ того, что Ёкодзун отказался от оружия и готов вступить в рукопашный поединок с любым претендентом.

Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира

Сумо – являясь невероятно популярным на территории Японии боевым искусством, однако ни в одной из стран мира так и не нашло активных последователей.

Сумо и образ Рикиси превратился в культурное достояние Японии, живое воплощение традиций, отражение мужественности и силы.