Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Проект "Боевые искусства мира". Беседы с Сенсеем

Название "Самбо" произошло в результате соединения первых трех букв слова "сам (защита)" и начальными буквами "б(ез) о(ружия)".

Самбо представляет собой систему, отличающуюся многообразием техники и включающую комплексы защиты и нападения состоящие более чем из 10 тысяч приемов, взятых из национальных единоборств, в том числе:

Азербайджанской (Гюлеш), Узбекской (Кураш), Армянской (Кох), Грузинской (Чидаоба), Казахской (Казакша Курес), Бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан), Молдавской (Трынта), Финско-французской, вольно-американской, Швейцарской, Английского и Французского бокса, Японского Дзюдо и Сумо и других видов единоборств.

Несмотря на то, что единоборства, вошедшие в систему Самбо, имели существенные отличия в правилах, их объединяло то, что все приемы проводятся в одежде, имеющей пояс.

САМБО

Самбо, успешно сочетая в себе части национальных культур, присущих разным народам, не подавляя своеобразия национальных традиций боевых искусств, сумело включить в себя лучшие элементы техник этих видов в свой арсенал.

Общий принцип всех приемов Самбо - отсутствие трюкового эффекта, простота и целесообразность, направленные на одну цель - победить противника.

Самбо является одним из самых эффективных и прикладных видов единоборств.

Формирование системы рукопашного боя - Самбо наиболее часто связывают с именами 3-х выдающихся личностей, а именно: В. А. Спиридонова, В. С. Ощепкова и А. Харлампиева.

Разработкой нового боевого искусства начал заниматься В.А. Спиридонов.

В период с 1922 г. по 1933 г. Спиридонов разработал и описал систему самообороны без оружия, основу которой составляли японское Дзю-дзюцу, французский и английский бокс, а также, по словам самого Спиридонов: "элементы техники присущие бытовой драке".

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Спиридонов разделил технику боя на несколько разделов: удары руками и ногами, комбинированные приемы, рычаги, дожимы, нажатия, болевые приемы на суставы., сжатия и выкручивания, а также удушения и выведение из равновесия.

Также на базе описанных технических приемов Спиридонов сформировал приемы защиты от захватов, ударов и иных способов нападения, в том числе нападения со стороны вооруженного противника.

Приемы выполнялись в стойке. Борьбы в партере изначально не существовало.

Форма для занятий представляла собой куртку с пришитым к ней поясом и борцовское трико.

В качестве обуви использовались ботинки военного образца.

Разработанная техника была предназначена для сотрудников НКВД и включалась в курс самозащиты, проводимый Спиридоновым.

Неоценимый вклад в развитие Самбо внес В. С. Ощепков, который в юности обучался Дзюдо в японском институте дзюдо Кодокан и имел черный пояс (2-й дан), а также был знаком со стилями Ушу, обучение которым прошел в Китае, когда в период с 1922 г. по 1925 г. сотрудничал с военной разведкой.

Ощепков был одним из первых мастеров преподававших Дзюдо на территории СССР, при чем обучал боевому искусству Ощепков не только представителей командного состава армии, но и студентов гражданских ВУЗов, считая обучение именно гражданских лиц навыкам необходимой самообороны первостепенной задачей.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Во многом благодаря Ощепкову в последствие изучение единоборств, в том числе Самбо и вольной борьбы вошло в образовательную программу физкультурных образовательных учреждений, а отдельные приемы также были включены в комплекс ГТО, что дало возможность миллионам советских граждан приобщиться к основам самозащиты без оружия, повышать силу, ловкость, выносливость, координацию и укреплять здоровье.

В 1932 году был выпущен сборник, составленный Ощепковым.

Данный сборник включал в себя краткое изложение принципов системы вольной борьбы, в основе которой лежало Дзюдо.

Позднее, в период работы в качестве преподавателя в Московском институте физической культуры, В. С. Ощепков воспитал целую плеяду продолжателей своего дела: это И.В. Васильев, Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, А.А. Харлампиев, Б.А. Сагателян и многие другие.

В конце 30-х годов ученик Спиридонова и Ощепкова В.П. Волков объединил приемы единоборств, которые освоил благодаря обоим своим  учителям, описав полученную систему в пособии для школ НКВД.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Развитие Самбо также неразрывно связано с именем одного из учеников В. С. Ощепкова - А. А. Харлампиева, который внес огромный вклад в становление и распространение единоборства, дополнил систему приемами национальных видов борьбы разных народов, которые изучал самостоятельно.

А.А. Харлампиев называл Самбо интернациональным видом борьбы, позволяющим посредством методического изучения приемов и тактики рукопашного боя добиться победы над противником, при минимальной затрата времени и физических сил.

Впоследствии Харлампиевым, как и его знаменитыми учителями, были воспитаны спортсмены, продолжившие, начатое им дело.

А. А. Харлампиев написал несколько книг по технике и тактике борьбы Самбо, в том числе книгу под названием "Борьба самбо", которая впервые была опубликована в 1949 году.

Однако в свою книгу Харлампиев не включал описания ударов, удушений, опасных видов бросков и защитные приемы от вооруженных противников, представив Самбо не как боевую систему, а как спортивное единоборство.

Таким образом, именно Харлампиев разделил Самбо на боевое и спортивное, описав в своей книге обе разновидности борьбы.

Принципы Самбо

На основе анализа методики преподавания и практического применения Самбо, выделяют следующие пять основных принципов, которые являются основой при изучении Самбо:

1. В основе поединка должна лежать осмысленность приемов. При этом важнейшим фактором в поединке является выдержка, основанная на правильном формировании стратегии (общего плана действий) и тактики поединка (совокупности технических приемов).

2. Важнейшим навыком, который необходимо приобрести бойцу Самбо - это умение переходить от одного приема, в том числе неудавшегося, на другой более выгодный прием, при этом усиливая позиции в поединке.

3. Минимально расходовать силы для получения необходимого результата. Данный принцип предполагает необходимость учитывать, куда направлены силы тяги сопротивляющегося или нападающего противника.

4. Освоение классификации приемов и понимание тактики и техники применения приемов в жизни.

В целях облегчения освоения приемов В. А. Спиридонов составил их классификацию и разделил все существующие приемы на 7 основных групп:

Дожимы - движение в суставе, идущее дальше направления естественного сгибания.

Рычаги - движение в суставе, идущее против естественного сгибания.

Рычаги, в свою очередь делятся на две подгруппы:

а) рычаги вниз,

6) рычаги вверх.

Удары - мгновенное действие силы (ногой, рукой, головой, туловищем) на ту или иную часть человеческого тела.

Удары делятся на две подгруппы:

а) боксерские и

б) "джиу-джитцные" (термин, используемый В. А. Спиридоновым).

Выверты - движение конечностей, шеи или туловища вокруг их предельных осей.

Выведение из равновесия - искусственное перемещение центра тяжести тела в целях приведения тела в лежачее положение.

Сжатие и нажатие:

а) сжатием называется воздействие на ту или иную часть тела силы с двух или нескольких сторон;

б) нажатием называется воздействие силы на одну точку той или иной части тела.

Группа комбинированного приема. В данную группу входят всевозможные сочетания приемов из предыдущих групп.

5. Технические приемы должны основываться на знании анатомии и физиологии человека. Для понимания сущности Самбо - необходимо знание системы движения суставов, расположения мышц и чувствительных точек человеческого тела.

Применение приемов Самбо

Применение приемов Самбо бывает активным, когда нападающий является инициатором схватки, и пассивным, когда применяется оборона, вызванная нападением.

Считается, что активное применение приемов (применение приемов при нападении) легче пассивного, так как инициатор поединка, находясь в положении нападающего, определяет способ нападения, и таким образом оказывается в более выгодных условиях.

При пассивном применении приемов возникает трудность, связанная с необходимостью осознания намерения нападающего, кроме того, внезапность нападения часто затрудняет возможность осмысления происходящего и оценки обстановки, а также адекватность применяемых мер для нейтрализации возникшей угрозы.

Одним из основных условий успешного применения приемов Самбо принято считать умение управлять приемами и выбирать удачный момент для использования наиболее подходящего приема для конкретного случая.

Ведущую роль в данном процессе занимает психоэмоциональное состояние бойца.

Для практического уяснения тактики и техники рукопашного боя, применение приемов Самбо рекомендуется делить на два взаимосвязанных этапа:

Подход - момент, предшествующий непосредственному применению приемов Самбо и выражающийся в разработке плана применения приемов.

Решение - техническое выполнение задуманного плана, т.е. момент самого поединка. Подход предшествует решению, но не оторван от него, а как бы пронизывает решение вплоть до окончательной победы.

Таким образом, подход разрабатывается не только до момента решения, не и до момента полной победы в поединке.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Границы между подходом и решением быть не должно, так как сам подход является постоянно развивающимся процессом, где есть

начало (обдумывание),

середина (переход к решению) и

конец (победа над противником).

В зависимости от обстоятельств, при которых возникает поединок, подход может быть искусственным, когда план составляется посредством создания обстановки, наиболее выгодной для лиц, этот план составляющих.

Возможность формирования искусственного плана обычно возникает при активном применении приемов, когда боец составивший план является нападающий и инициатором поединка, и, соответственно обладает временем на обдумывание такого плана.

Естественный же план составляется мгновенно при внезапном нападении, когда времени на обдумывание попросту нет.

В таком случае боец вынужден исходить из естественно создавшегося положения и использовать пассивное применение приемов Самбо.

Нередко складывается ситуация, когда поединок, начавшийся с естественного подхода доходит до момента, когда возникает возможность применить искусственный подход, и наоборот. Такой подход называется комбинированным.

Мастера Самбо говорят:

"Если научиться ощущать во время поединка куда лучше подается рука, нога или другая часть человеческого тела, и при этом освоить базовые принципы проведения приемов можно свободно изобретать, составлять новые приемы и новые их комбинации".

 

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Во время поединка, боец может не помнить приемы, изученные им ранее, однако должен помнить основные принципы проведения приемов, в также основные оси движения в суставах, слабые и сильные мышцы и топографию нервной системы.

Все это дает возможность добиться существенных преимуществ в поединке и, в конечном счете, одержать победу над противником.