Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

НИНДЗЮЦУ

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Суть философии Ямабуси - предшественников ниндзя, заключалась в вере в высшее «природное знание» (Сидзэнти), соответствующее «Истинному закону», то есть - учению Будды, который можно постичь только путем строгой аскезы, уединения, тяжёлых и изнурительных тренировок, дыхательных и медитативных упражнений, составлявших суть магической практики.

На протяжении веков Ямабуси накапливали и тщательно хранили знания по химии, астрологии, медицине.

Легенды наделяют Ямабуси способностями изгнания злых духов и лечения самых тяжелых заболевания путаем произнесения магических формул - Дхарани.

Также образ Ямабуси неразрывно связан с образом магических существ - Тэнгу, воплощенных духов, полулюдей - полуворонов, славившихся мистическим искусством боя на мечах.

Многие верили, что Ямабуси и есть Тэнгу, а легенды наделяют Ямабуси способностями по своему желанию превращаться в Тэнгу. Практически все древние художественные свитки содержат изображения Ямабуси в облике Тэнгу.

Большинство практик ниндзя были заимствованы у Ямабуси и бережно хранимы внутри кланов.

Со временем, примерно к 12 - 13 веку количество кланов ниндзя стало увеличиваться и в их среде начала формироваться особая иерархия.

Все ниндзя делились на три категории:

Дзенины - лидеры кланов, как правило имевшие прямые связи с правителями;

Тюнины - командиры небольших отрядов, осуществляющие разработку конкретных операций;

Гэнины – обычные ниндзя, являющиеся непосредственными исполнителями.

Иногда Тюнины и Гэнины покидали кланы, становясь «независимыми» наемными воинами – шпионами.

Услуги ниндзя всегда высоко ценились. Воин, шпион, обладающий навыками диверсанта и умеющий выживать «и в снег, и в град», как требовал «Бансэн Сюкай» - древний трактат по искусству ниндзя, всегда оказывался востребованным.

 

Японская культура не редко противопоставляет ниндзя самураям, в первую очередь из-за того, что Кодекс самураев – Бусидо всегда ставил идеалы воинской службы, в том числе идею служения самурая своему господину и готовность в любой момент умереть за своего господина - превыше всего, что шло в разрез с философией ниндзя.

Для ниндзя – не существовало господина, ниндзя выполнял свою работу за деньги, в основном выбирая тех, кто больше платил, при этом  выполняя поставленную задачу, ниндзя стремился выжить любой ценой.

Кроме того, в отличие от самураев, для ниндзя не существовало запрещенных действий или ограничений.

Любые средства считались допустимыми – если они приводили, либо, по мнению ниндзя могли привести к осуществлению поставленной цели.

Обучение техники ниндзя

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Как правило, освоение технического арсенала искусства ниндзя состояло из нескольких уровней, являющихся взаимодополняемыми частями, переходящими друг в друга.

Технический арсенал искусства ниндзя включает в себя, в том числе методы боя без оружия, использование холодного оружия, способы освобождения от пут и бегства из закрытых помещений, искусство маскировки и военную стратегию.

Обучение техники разделяют на три больших этапа:

 Первый этап - уровень гэнина – разведчика и бойца, овладевшего базовыми навыками.

Данный уровень служил для освоения простейших методов боя голыми руками, физического развития и укрепления тела, обретение гибкости, координации, освоение техники прыжков и преодоления препятствий, обретение навыков бесшумного передвижения, умения оставаться невидимыми окружающим.

В древности, в знаменитых кланах Ига и Кога такие тренировки могли начинаться едва ли не с рождением ребенка.

Известный способ тренировки младенцев – когда люльку с маленьким ниндзя растачивали так сильно, что она сотрясаясь с силой ударялась о стены, обучая младенца инстинктивно группироваться защищаясь от удара.

 

Второй этап был направлен на развитие психических способностей.

Ниндзя учились различать и использовать в бою «пять состояний» своего противника: тщеславие, трусость, горячность, леность и мягкотелость.

Также ниндзя учились использовать «пять вредных желаний» человека: голод, стремление к удовольствиям, к чувственным наслаждениям, жадность и гордыню.

Важнейшим умением, которое должен был обрести ниндзя на данном этапе – было «Умение чувствовать».

Как гласит древняя притча: «Как может ниндзя, достигший совершенства, избежать опасности, поджидающей его в пути? Устроит ловушку врагу? Нет, он просто не выйдет из дома. Победа будет достигнута без боя».

 

Третий этап – высший уровень развития ниндзя.

Пройдя данный уровень – ниндзя открывались девять ступеней к просветлению и он получал право обучать других.

Частью существования ниндзя всегда были магические ритуалы, сочетавшие мистицизм и крайнюю рациональность.

Наиболее известными являются практики нанесения магических надписей, представляющих собой каллиграфическое написание сакральных строк на коже или листке бумаги.

Практика ниндзя включала набор навыков, обладание которыми позволяло противостоять любой опасности, в том числе:

Использование окружения

Ниндзя обучался навыкам маскировки, распознавания следов, незаметного перемещения, преодоления препятствий, при этом все, что его окружало - могло быть использовано в качестве подручных средств.

Кроме того, ниндзя учился слиянию с окружающим миром.

В основе данной практики лежал Принцип Пяти первоэлементов (китайский вариант – Огонь, Земля, Вода, Дерево, Металл, японский вариант - Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пустота).

Достигалось абсолютное единение с каждым из первоэлементов и ниндзя сливался с окружающим, становился недосягаемым и невидимым для окружающих.

Данное искусство в практике ниндзя носит собирательное название Томпо — или искусство маскировки.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Искусство боя

Данная практика включала обретение навыков противостояния, как вооруженному, так и безоружному противнику и включало искусство владения телом – Тайдзюцу и умение работать с оружием - Бу-дзюцу.

Использование внутренних ресурсов организма

Данная практика включала в себя различные виды психотренингов и была направлена на мобилизацию внутренних ресурсов организма и использование так называемых «изменённых состояний сознания».

Данное искусство в практике ниндзя называлось - Нимпо-миккё.

Шесть практик нинздя

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Обучение ниндзя включало в себя шесть основных практик, направленных на обретение духовной чистоты (сэйсин тэки кэё) и ментальной мощи (саймин-дзюцу), обретение навыков владения телом (тай-дзюцу) и оружием (бу-дзюцу), овладение искусством быть невидимым (синоби-дзюцу), а также искусством шпионажа, диверсий, террора (тёхо-дзюцу, катакэси-но-дзюцу).

 

Практика духовной чистоты была нацелена на сохранение чувства реальности, которое всегда должно сопутствовать нинздя.

Чистый разум с точки зрения ниндзюцу – это «чистое сердце», излучающее «внутренний свет», духовное самосовершенствование, особый способ мышления, основанный на «тайных знаний» о Вселенной учения Сюгэндо.

 

Практика ментальной мощи представляла собой обретение навыка целенаправленного психическое воздействие, как на себя самого, так и на других людей.

Данная практика предполагала вхождение в состояния измененного сознания с использованием различных методов:

мантрдзюмон») - словесных формул, мудркудзи-кири») – особый способ соединения пальцев для направления энергетических потоков в организме, мандалынэнрики») – визуальные отображения определенных состояний в виде графических изображений.

Практика боевого искусства (владение телом и оружием) включала в себя:

общефизическую подготовку (Дзюнан-тайсо) – развитие силы, ловкости, гибкости, координированности, выносливости и прочих,

навык перемещения в пространстве (Тайхэн-дзюцу) – различные методы ходьбы, бега, прыжки, преодоление препятствий, акробатика, освобождение от пут, а также

приемы рукопашного боя, в том числе ударная техника (Дакэн-Тайдзюцу) и

техника захватов, бросков, удушений и болевых рычагов (Дзю-Тайдзюцу).

При этом в технике рукопашного боя ниндзюцу – приоритет отдавался ударам по уязвимым точкам тела (Атэми-Вадза).

Практика владения оружием включала в себя, как владение самурайским оружием (катана, алебарда, копье, железный веер и прочие), так и крестьянскими орудиями труда (серп, топор, посох, нунчаки и прочие).

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Ниндзя часто называют «невидимыми воинами» во многом благодаря «искусству быть невидимыми», овладение которым стучалось одним из важнейших навыков ниндзюцу.

Данное искусство включало в себя слияние со стихиями.

Основой практики является Теория или Принцип Пяти первоэлементов.

Ниндзя должен был не просто подражать первоэлементу (земле, огню, воде, дереву или металлу), а стать его частью, почувствовать единение с ним.

Данная практика также включала в себя обретение навыков практической психологии и этологии, то есть умение понимать, как людей, так и животных.

 

Практика шпионажа, диверсий, террора, входящая в арсенал ниндзя, включала в себя: сбор, анализ информации, технику шифрования, использование тайных сигналов и знаков, навыки подделки документов и подписей, приемы скрытой деактивации противника, планирование     тайных операций.

Неотъемлемой частью данной практики были методы врачевания, быстрого восстановления после травм и повреждений.

Принципы Ниндзюцу

Первый принцип Ниндзюцу гласит - «Учись ждать».

Умение ждать, превозмогая боль, страх, гнев, усталость, умение перешагнуть через собственное «эго» - суть данного принципа.  Ниндзюцу – не зря называют «искусством терпеливых».

Второй  принцип Ниндзюцу – «Чистый разум».

Ниндзя должен сохранять сознание спокойным и незамутненным.

Разум ниндзя должен быть подобен гладкому зеркалу, отражающему все, что его окружает, но не обнаруживающее само себя.

Смотрящийся в такое зеркало видит лишь свое отражение,  не обращая внимания на саму зеркальную поверхность.

Умение сливаться с окружением, становиться частью обстановки, «отражая» ее как зеркало.

Умение «раствориться» в пространстве, став его незаметной частичкой.

Быть невидимым не только среди неодушевленных предметов, но и оставаться незаметным среди людей – находясь в шумной толпе, в небольшой группе или даже наедине с другим человеком – вот, пожалуй, высшая ступень «искусства маскировки», требующая умения управлять собственной психикой  и огромного самообладания.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Для освоения данного навыка ниндзя часто практиковали особые медитативно-дыхательные упражнения, предназначенные для управления жизненной энергией «Ки» (или «Ци» в китайском варианте).

В результате практики ниндзя обретал состояние «абсолютного покоя», когда ни одна мысль не нарушала «гладкой поверхности разума».

Данное состояние носит название «Мусин» («не думание» или «неразум») и позволяет остановить ход мыслей и избавиться от всех чувств – злобы, гнева, радости, зависти.

В поединке вхождение в состояние «Мусин» позволяет воину не действовать самому, а лишь следовать за противником, используя его силу против него же самого.

Третий принцип Ниндзюцу гласит – «Умей выдавать ложное за действительное»

Данный принцип лежал в основе тактики ниндзя.

Умение ввести в заблуждение противника, умение создать иллюзию реальности и осуществить неожиданное действие, застав противника врасплох, превзойти ожидания противника, совершить то, что противник не может понять или меньше всего ожидает - так должен быть реализован данный принцип.

 

Четвертый принцип Ниндзюцу – «Избегать прямого столкновения с противником»

Суть данного принципа – уходить от столкновения и появляться «из пустоты», нанося решающий удар.

Данный принцип неразрывно связан с «искусством быть невидимым».

Главным фактором в действиях ниндзя была внезапность и неожиданность.

Пятый принцип Ниндзюцу – «Использование масок»

Древний трактат по искусству ниндзя «Сэнин-ки» описывал «7 масок» – 7 ролей которыми должен безупречно владеть ниндзя и надевать их на себя в любой момент, по своему выбору, это: танцор (саругаку), самурай, потерявший своего господина (ронин), монах, играющий на флейте с корзиной-шапкой на голове (комусо), священник, горный монах-воин ямабуси, торговец, бродячий актер.

 

Данные семь ролей являются классическими практически во всех школах Ниндзюцу и обычно называются «семью способами пройти» (Сити Хо До) или «семью способами проникнуть куда угодно».

Кудзи-кири

Кудзи-кири или «тайные жесты Ниндзя» – часто называют сутью Ниндзюцу.

Дословно Кудзи-кири можно перевести, как «Девять сечений» или «Девять фигур кистей рук».

Число «Девять» в Ниндзюцу соответствует числу Вселенной, символизирующему все ее многообразие и завершенность.

Истоки техники исходят из глубокой древности, времен становления даосизма и индуизма.

По некоторым данным техника была привезена в Японию в 7 – 8 веках монахом Кобо Даиси, основателем эзотерической буддийской секты Сингон.

В настоящее время техника священного переплетения пальцев активно используется тибетскими монахами.

Кудзи-кири представляет собой особую технику соединения пальцев рук пробуждающую и направляющую энергетические потоки в человеческом теле определенным образом.

При этом каждый палец связан с определенным элементом первостихии.

Так в некоторых школах Ниндзюцу большой палец соответствует «пустоте» – началу и конечной точке всего сущего, указательный палец соответствует «ветру», отвечая за мудрость и добродетель, средний палец соответствует «огню» и символизирует разум и агрессию, безымянный палец соответствует «воде», контролируя деятельность тела и эмоции человека, мизинец соответствует «земле», соответствуя физическому началу человека.

Правая рука считается активной и соответствует энергии Ян. Правая рука - отдает энергию.

Левая  рука считается пассивной и соответствует энергии Инь. Левая рука - принимает энергию.

Пример использования техники Кудзи-кири – соединение большого пальца одной руки и безымянный палец другой при соответствующем направлении сознания – приводит к быстрой адаптации к экстремальной ситуации.

Девять сечений Кудзи-кири - это:

Рин — сила тела и разума

Киу — направление энергии

То — гармония со вселенной

Ша — исцеление

Кай — интуиция

Дзин — чтение мыслей

Рэцу — контроль пространства и времени

Дзай — управление стихиями

Дзэн — просветление

Для ниндзя не существует понятия абсолютной безопасности, так как любое действие представляет собой нарушение существующей гармонии и порождает ответное действие, стремящееся к восстановлению нарушенного равновесия.

Чем сильнее действие – тем большее нарушение равновесия оно вызывает и тем сильнее будет противодействие, направленное на восстановление нарушенного баланса.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Суть философии ниндзя – в понимании, какие именно нарушения вызывают действия, а, следовательно – каким будет противодействие и умении минимизировать последствия такого противодействия.