Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

МУАЙ ТАЙ

Современный Муай тай также называют "Боем восьми конечностей"

(удары наноситься кулаками, локтями, голенями, коленями и ступнями), в отличие от Муай боран, который в народе имел название "науа аутот", что можно перевести, как "девять орудий" и где удары также наносятся головой.

Если сравнивать современный тайский бокс и Муай боран, становится очевидным, наличие значительных ограничений, которые были внесены в тайский бокс, как соревновательный вид единоборств, ограничив, либо вообще запретив ряд наиболее опасных техник нанесения ударов и захватов, присущих Муай боран.

 

В древности обязательное обучение традиционному тайскому боевому искусству проходили, как обычные воины, так и члены королевской семьи.

Также существовал полк королевской охраны, сформированный из лучших бойцов.

 Изначально бои велись голыми руками. Позднее бойцы стали обматывать руки и предплечья жгутами из лошадиных шкур. Это делалось, во-первых, для защиты бойца, а во-вторых, для более сильною удара.

Со временем бойцы стали  использовать пеньковые веревки или обычные хлопковые бинты, которые по некоторым данным обмакивали в битое стекло. Однако ни подтверждений, ни опровержение данной традиции нет. При этом необходимо заметить, что удар забинтованной пеньковой веревкой руки не менее травмоопасен для противника чем удар битым стеклом.

В древности поединок длился на протяжении времени пока плод кокосовой пальмы, брошенный в воду не тонул, тогда барабан извещал об окончании поединка.

Нет данных о наличии в древнем тайском боевом искусстве каких либо формальных комплексов таких, как таолу или ката, присущих иным видам боевых искусств, например Каратэ или Вин Чун. В современном Муай тай формальные комплексы также отсутствуют, их заменяют серии ударов, обрабатываемые бойцами в тренировочном процессе.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

За время существования тайского боевого искусства, правила ведения поединков претерпели существенные изменения.

Так в древности побежденный покидал площадку либо мертвым, либо жестоко избитым. Бойцы Муай тай, которые предпочитали сдаться в обмен на сохранение жизни, покрывали себя позором.

В первой половине 20 века было введено понятие победы по очкам. Кроме того был введен отсчет времени поединка по часам и введены ограничения по времени проведения боя (пять раундов по три минуты каждый).

Также, земляную площадку, на которой велся поединок, заменил ринг размерами 6х6 метров, были запрещены удушающие захваты и амплитудные броски, удары головой, удары в пах и избиение упавшего противника, а также было введено разделение на весовые категории.

 

Таким образом, в 20 веке проведение официальных поединков по Муай тай было окончательно подчинено установившимся правилам соревнований.

В настоящее время Муай тай обладает огромной популярностью, как в самом Таиланде, так и за его пределами. Всемирную популярность Муай тай нередко связывают с развитием смешанных единоборств (ММА), использующих базовые приемы Муай тай.

 

Кроме того, популярность Муай тай во многом обусловлена простотой и эффективностью базовых элементов техники, доступных практически любому физически здоровому человеку.

Компоненты Муай тай являются составной частью подготовки профессиональных бойцов ММА, кикбоксеров - профессионалов и сотрудников спецслужб многих стран, а также используются при разработке программ по самообороне.

Традиции Муай тай

Каждому поединку в традиционном Муай тай предшествует церемониальная молитва Вай кру и ритуальный танец Рам муай, выполнение которых связано также выражением почтения и благодарности родителям и учителю бойца (аджарну).

Церемониальная молитва Вай кру, как правило, выполняется бойцом на коленях в углу ринга и завершается тремя поклонами, при которых боец касается настила ринга перчатками.

Ритуальный танец Рам муай начинается с плавного движения бойца против часовой стрелки вдоль канатов ринга, при этом правая рука бойца должна быть поднята над канатом.

Боец останавливается в каждом углу ринга для совершения поклона, таким образом, наполняя пространство внутри ринга своей силой и закрываясь от внешнего воздействия "злых духов".

 

Хотя считается, что и молитва и танец являются данью традиций, а в современном соревновательном поединке используются для психологической настройкой бойца на бой, однако, эзотерическая составляющая данных практик, более чем очевидна.

Особенности выполнения ритуального танца Рам муай и церемониальной молитвы Вай кру зависят от школы, в которой боец прошел обучение.

Артибуты Муай тай

Монгкон

Одним из наиболее значимых атрибутов Муай тай является Монгкон - священная повязка, одеваемая на голову бойца перед поединком, которая представляет собой веревку, скрученную из 108 нитей, концы которой завязываются в косичку отрезком ткани с нанесенными на нее магическими символами и знаками.

Монгкон одевается только перед боем и является обязательным атрибутом при совершении молитвы Вай кру и исполнении ритуального танца Рам муай.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

После совершения молитвы и ритуального танца Монгкон снимает с головы бойца учитель (аджарн) или секундант.

По традиции Монгкон должен быть сплетен самим бойцом, который вкладывает в его плетение все свое усердие, терпение и благодарность к учителю (аджарну), а освящен - учителем (аджарном), который принимает благодарность ученика и одобряет его старание.

Также в настоящее время Монгконы можно свободно приобрести магазине, однако настоящий боец Муай тай никогда не унизит свою школу и своего учителя ношением купленного Монгкона.

В Таиланде в зависимости от школы или региона, существуют характерные особенности в плетении Монгконов, позволяющие определить принадлежность к той или иной Школе или региону.

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Пратьиат

Своеобразным оберегом для бойца Муай тай является Пратьиат (используются также иные наименования, например, "пратьет", "праджет", "прайат").

Пратьиат представляет собой повязку на плечо с двумя незакрепленными концами, сплетенную из отрезков материи на которые нанесены молитвы и магические заклинания.

Пратьиат носят во время поединка на одной или обеих руках.

Ношение Пратьиата является древней тайской традицией воинов, привязывавших Пратьиат на плечи перед боем как защиту от ранения и смерти.

 

Пратьиат может быть сплетен самим бойцом, но наибольшей силой, в соответствии с тайской традицией обладает Пратьиат, сплетенный учителем (аджарном), который в процессе плетения наделяет амулет своей духовной силой, защищающей ученика во время поединка.

В европейских и американских школах Муай тай тайские эзотерические практики не приветствуются, а Пратьиаты и Монгконы используются по аналогии с поясами в дзюдо или карате - для ранжирования уровней подготовки бойцов.

Музыка Муай тай

Традиционно поединок Муай тай ведется под национальную тайскую музыку.

Музыка выполняет три основных задачи:

- задает ритм поединка;

- освобождает сознание бойцов от повседневных мыслей, придавая раскованность их психике;

- вводит бойцов в состояние транса, позволяющего бойцам биться с полной отдачей, максимальной концентрацией и силой.

Музыка в Муай тай не является аккомпанементом или фоном для поединка.

Музыка в Муай тай - это звуковое выражение поединка, его непосредственный участник, так, что нередко сложно определить следует ли музыка за действием или поединок подчинен музыке.

Для музыки Муай тай характерными инструментами являются:

пи джава - яванский кларнет;

клонг как - двойной барабан;

шинг - металлические цимбалы;

конг монг - тайский барабан.

Ритм музыки определяет яванский кларнет (пи джава). В тайской традиции данный инструмент наделяется магическими свойствами, а музыканта владеющего данным инструментом, приравнивают к магу.

Традиционные бои Муай тай проходят только под живую музыку. Использование фонограмм, также как и купленных в магазине Пратьиаты и Монгконы считается недостойным для истинного Муай тай.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Особенности Муай тай

В тайской традиции считается, что голова человека является наиболее почитаемой частью человеческого тела, огромным оскорблением считается удар стопой (по мнению тайцев - самой презренной частью тела) в голову, а особенно в лицо противника. Фактически данный удар должен восприниматься, как демонстрация, что голова противника ниже грязи.

Интересным моментом, который можно наблюдать на поединках является то, что настоящий боец Муай тай никогда опустит голову, чтобы пролезть между канатами, как это принято, например, в классическом боксе.

Боец Муай тай всегда будет перешагивать через канаты, не допуская, чтобы что-то оказалось выше его головы.

Стили Муай тай

В Муай тай существуют два основных стиля:

Муай лак (можно перевести, как "жесткий бой") и Муай киеу (дословно переводится, как "щегольской бой").

Особенности техники Муай лак:

Твердая, устойчивая стойка, не быстрые перемещения, мощные, силовые удары, надежная защита. Финты, уклоны - практически отсутствуют. Для данной техники предпочтительным является бой на ближней дистанции и нанесение ударов при контратаке.

Данный стиль является менее популярным В мире из-за отсутствия зрелищности поединков.

Особенности техники Муай-киеу:

Легкость и быстрота перемещений, уклоны, финты, удары с боку и по кругу, удары локтями и коленями. Данный стиль очень популярен из-за зрелищности и динамичности поединка.

Техника Муай тай

Отличительной особенностью техники практически всех ударов в Муай тай является вложение энергии движения корпуса практически в любой удар, вне зависимости от того какой частью тела наносится удар.

Удары руками

Техника ударов руками в Муай тай рассматривается, как вспомогательная и считается менее эффективной чем техника ударов локтями, коленями или ногами.

В спортивных поединках удары руками оцениваются ниже всех остальных ударов, несмотря на то, что под влиянием западных боевых искусств, в первую очередь бокса, удары руками в Муай тай стали существенно сложнее.

Муай тай дополнили джебы‚ кроссы, хуки, апперкоты, а также бэкфимты (удар нижней частью кулака сбоку) и хаммерфисты (удар нижней частью кулака сверху вниз).

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

В технике ударов руками в Муай тай крайне редко применяются удары по корпусу, это связано с тем, что боец Муай тай в первую очередь считает необходимым защищать голову,  а для удара по корпусу, он вынужден будет опустить руки, делая голову открытой для контратаки.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Удары локтями

Техника нанесения ударов локтями включает несколько способов. Удары наносятся по горизонтали, по диагонали вверх, по диагонали вниз, снизу вверх, с разворота и в прыжке.

Удары локтями часто используются для завершения боя, в виде так называемой "эффектной точки" поединка, а также для нанесения рассечения противнику. Наиболее эффективными считаются рассечение бровей или лба. Делается это для особой "зрелищности" поединка,  а также для того, чтобы усложняя обзор, так как в результате рассечения кровь будет заливать глаза противнику.

Кроме того, удары локтями часто используются для блокирования ударов, а также на близкой дистанции или в клинче, когда для нанесения ударов руками недостаточно места.

В связи с повышенной травмоопасностью удары локтями часто запрещают при проведении спортивных поединков.

Удары ногами

Наиболее часто используемыми ударами в Муай тай являются прямые удары ("тип") и и боковые удары ("тае таи"), которые наносятся по корпусу или голове противника.

Несмотря на сходство с ударами "маваши гери", используемыми в карате, или "долио-чаги", используемыми в тхэквондо, техника выполнения бокового удара в Муай тай имеет значимые отличия.

Так при выполнении бокового удара в Муай тай бьющая нога проносится, создавая дополнительную инерцию. При правильном выполнении данного удара, если противник успел уйти с линии атаки, то боец Муай тай должен развернуться на 360 градусов.

В результате такого разворота у противника появляется возможность для контратаки, в таком случае боец Муай тай должен будет применить максимальные меры для защиты.

Боковые удары разделяются по уровням:

- нижней уровень - "лоу-кик",

- средний уровень - удар в корпус - "миддл-кик",

- верхний уровень - удар в голову - "хай-кик".

Наиболее часто используемым ударом в Муай тай является боковой удар в нижний уровень "тае код" или "лоу-кик".

Лоу-кик наносится во внешнюю или внутреннюю часть бедра или подколенную ямку. При правильном нанесении лоу-кик лишает противника возможности двигаться,

Эффективность лоу-кика во многом связана с простотой выполнения данного удара, а также его незаметноетью, в связи с чем данный удар достаточно сложно блокировать.

Одним из вариантов защиты от лоу-кика и миддл-кика является подъем колена, в результате чего удар принимается на голень.

Техника "голень-в-голень" (или "сэн-о-сэн"), требует предварительной подготовки и укрепления поверхности голени, в противном случае неизбежны тяжелые травмы и переломы.

В технике Муай тай удар подъемом стопы используется только при нанесении хай-киков. Мидл-кик и лоу-кик подъемом стопы бить не принято, так как данная часть тела является более уязвимой, чем голень из-за множества мелких костей и сухожилий.

Важнейшим элементом защиты в Муай тай является защита головы.

Атака проводится блоком рукой, уклоном, а также обивкой или отводом ноги.

 

Характерным для Муай тай ударом является "Као тон" (прямой удар с выносом колена только вперёд, а не вверх).

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Техника нанесения такого удара, как принято считать, связана с древней традицией обматывать руки бойцов веревками либо просто смоченными водой, либо покрытыми битыми стеклами. Таким образом, когда боец наносил удар коленом вверх, если противник успевал закрыться руками, получал порезы ноги.

Прямой удар вперед, а не вверх, в таком случае был более эффективным.

Удары локтями и коленями характерны для ведения поединка на ближней дистанции, а также нередко используются во время боя в клинче.

Кроме того удар коленом считается эффективным способом сократить дистанцию, позволяя приблизиться к противнику и войти в клинч, даже если сам удар и не достигает цели.

В Муай тай в отличие от классического бокса клинч приветствуется. Задачей клинча является установление доминирующей позиции, из которой можно эффективно атаковать противника, используя локти и колени.

Количество приемов в клинче ограничено из-за наличия перчаток, которые не дают возможность схватить противника за руку или шею.

Там ни менее существует достаточное количество эффективных вариантов клинча, которые зависят от стратегии ведения поединка (наступательные или оборонные), а также от стойки бойца (боковые, фронтальные, низкие, высокие).

Интересным вариантом клинча является так называемая "Лебединая шея". Суть приема в том, что для захвата используется только одна рука, которой боец выводит противник из равновесия для нанесения одного или серии ударов.

Отношение к противнику в Муай тай

Для Муай тай не характерно проявление уважения к противнику. Существуют формальные правила поведения, обязывающие бойцов соблюдать нормы приличия и избегать оскорблений противника, как до, так и во время поединка, однако соблюдением таких правил обременяют себя далеко не все бойцы Муай тай, хотя встречаются исключения.

Муай тай, пожалуй, как ни один из других видов боевых искусств изобилует различными не вполне спортивными уловками.

Например, достаточно часто в клинче используется кратковременное повисание на шее противника, заставляющий противника терять силы, пытаясь освободиться от тяжести нападающего, блокирование перчаткой носа и рта противника, затрудняя его дыхание, обмазывание собственной шеи мазью, которая приводит к соскальзыванию рук. В поединках мужчин встречаются приемы расцарапывая лица противника трёхдневной щетиной.

Такое поведение недостойно настоящих бойцов, и даже если не пресекается судьями, как правило, вызывает осуждение у зрителей и болельщиков, а также может навсегда дискредитировать как самого бойца, так и его учителя и его школу.

Дыхание в Муай тай

Особое внимание в подготовке бойцов Муай тай уделяется дыханию, так как состояние, в котором пребывают бойцы во время поединка и необходимость принимать и наносить удары, необходимость сживать зубы во избежание нокаута и наличие капы во рту, приводит не просто к нарушению естественного процесса дыхания, но и к тому, что боец начинает задыхаться.

При постановке дыхания в Муай тай делается акцент на вдох носом и мощный выдох ртом, так как данный прием дыхания помогает вывести излишки углекислого газа из легких.

 

Учитывая то, что физиологический процесс дыхания при выдохе приводит к напряжению абдоминальных мышц, благодаря чему защищаются  в том числе нервные центры и брюшная полость, во время получения удара в Муай тай следует делать выдох, так как отсутствие воздуха в лёгких не приведет к сбивке дыхания и защитит от нокаута.

 

Физиологический процесс дыхания также учитывается при проведении нокаутирующих ударов, так как наиболее эффективными считаются удары именно "на вдохе", так как в таком состоянии противник не имеет возможности вдохнуть, и соответственно оказать сопротивление.

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

В Муай тай существует достаточно большое количество упражнений направленных на контроль и постановку наиболее эффективного для ведения поединка дыхания.

Данные упражнения делятся на: статические, выполняемые в определенных позах, например, медитативные практики или статическое позы и стойки, и динамические дыхательные практики, которые выполняются как во время тренировочного процесса, так и во время Рам муай.

Величайший учитель Муай тай - Сенанан Йодтонг

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Величайшим учителем Муай тай, считается Сенанан Йодтонг, именно во многом благодаря ему тайский бокс стал так популярен в мире.

Йодтонг разработал специальную систему тренировок и создал тренировочный лагерь, который назвал Ситийодтонг (Cityodtong)‚ на окраине города Паттайя, который в свое время посетили практически все бойцы, Муай тай ставшие в последствии всемирно известными (в т.ч. Роб Каман, Рамон Деккерес).

Сенанан Йодтонг считал, что Муай тай это наука, которую следует изучать, а обретенной мастерство - совершенствовать, при этом как изучение, так и совершенствование требует длительного обучения, интенсивности и полной самоотверженности.

 

При нахождении в лагере - тренирующиеся ученики, проходившие курс обучения, получали все необходимое, включая еду, жильё, одежду и могли не отвлекаться на внешние факторы, посвящая все время интенсивным тренировкам.

В своей книге "Сжимая кулаки за пределами арены" Сенанан Йодтонг назвал самым большим счастьем то, что став учителем Муай тай, он таким образом смог посвятить свою жизнь на благо народа, обучая обычных людей боевому искусству, и именно это имеет огромную ценность, гораздо большую, чем все золото мира.