Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Маг Цзал - древнее тибетское боевое искусство, возникшее на пересечении трех древнейших цивилизаций: индийской, китайской и среднеазиатской.

Первые упоминания о Боевом искусстве Тибета относятся к периоду шестого - седьмого веков.

Маг Цзал сформирован под влиянием традиции и школ буддизма, йоги, даосизма, зороастризма и местного шаманизма и является уникальной системой, включающей в себя боевые, энергетические и психофизические практики.

В технике Маг Цзал акцент делается на универсальные тактические приемы, позволяющие побеждать независимо от физических и технических данных противника, основываясь на доскональном знании законов биомеханики человеческого тела.

Маг Цзал

Проект Беседы с Сенсеем

Основа как физической, так и тактической подготовки бойца Маг Цзал связанна, прежде всего, с развитием гибкости, подвижности, скорости, реакции и координации движений.

Тактика Маг Цзал направлена на познание универсальных законов боя, рациональных методов подготовки бойцов и эффективных методов нанесения противнику наибольшего ущерба при минимальных затратах сил и времени.

 

Суть технических приемов Маг Цзал можно определить одной фразой: "Достижение цели при минимальной затрате усилий".

Боевое искусство Тибета - Маг Цзал можно условно разделить на три направления: монастырское, воинское и мирское...

 

Монастырская ветвь Маг Цзал

 

Целью монастырской ветви Маг Цзал являлось всестороннее развитие и совершенствование адепта в соответствии с буддийской традицией.

При этом прикладной аспект боевого искусства, навыки и эффективность, является не целью, а лишь средством для достижения главной цели каждого буддиста - состояния Просветления.

Практика боевого искусства, то есть отработка силы, четкости и эффективности боевых приемов, в монастырской ветви Маг Цзал всегда велась на фоне интенсивной внутренней работы - различных видов духовных и психоэнергетических практик.

В древности для монастырской ветви Маг Цзал была характерна крайняя закрытость и избирательность.

Как правило, знания передавались ламой с одному - двум избранным учениками, при этом тайна данной практики соблюдалась очень строго, так что монастырская братия, как правило, не догадывались, что среди них находятся адепты Маг Цзал.

Вероятно, такая избирательность связана с огромной силой, не только физической, но и духовной, которую обретал адепт в процессе обучения.

В монастырской ветви Маг Цзал практиковалась методика обучения, рассчитанная на всю жизнь занимающегося, и достижение совершенства в Маг Цзал означало достижения состояния Просветления.

В части боевых приемов, монастырскую ветвь Маг Цзал отличало от воинской системы умение монахов использовать в качестве оружия любые бытовые предметы, монашеский посох, нож, палки различной длины, связки ключей, монашеские четки, то есть те предметы, которые всегда под рукой у странника.

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Благодаря технике и методике обучения, которую использовали монахи при работе с бытовыми предметами, освоивший ее монах мог сражаться и с любым базовым оружием - мечом, копьем, алебардой, попавшим ему в руки.

Более того - считалось, что техника работы с палкой, длинна которой составляла около полутора метров, превосходит технику меча, поскольку объединяла в себе свойства сразу трех видов оружия: меча, посоха и короткого копья.

В парном оружии заменителем двух мечей являлись два ножа или две палки-дубинки, длинной около метра.

Монастырская ветвь Маг Цзал остается единственной истинной хранительницей секретов древнего тибетского боевого искусства, до сих пор ревностно охраняемая преданными адептами, не допускающими посторонних к сути истинного знания.

Воинская ветвь Маг Цзал

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Воинская ветвь Маг Цзал основывалась на тех же принципах, что и монастырская, но была ориентирована на подготовку профессиональных воинов.

В результате этого в тибетских монастырях сложилась отдельная прослойка самых сильных и опытных в воинских искусствах монахов-воинов, называемых "дабдоб", которые были освобождены от других монашеских обязанностей, а их основным занятием было освоение боевого искусства.

Считалось, что монах-воин, прошедший все этапы обучения Маг Цзал становился практически непобедим и достигал статуса "бессмертного".

Количество таких монахов воинов было крайне невелико и в Тибетской духовной практике такие монахи-воины считались особым явлением достойным наивысшего уважения.

По некоторым данным одним из таких монахов-воинов был знаменитый Челубей, вступивший в единоборство с Александром Пересветом - перед началом Куликовской битвы, чтобы духовно сломить русское войско еще до начала сражения.

До поединка с Пересветом, Челубей участвовал более чем в 300 боях и не проиграл ни одного сражения.

До сих пор Челубей считается величайшим воином и почитается на Тибете.

Мирская ветвь Маг Цзал

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Основной целью изучения Маг Цзал для тибетцев, которые не являлись монахами или профессиональными воинами - была самооборона.

Изучение Маг Цзал для мирян, как правило, было обусловлено их непосредственной деятельностью.

Миряне: паломники, пастухи и купцы, нередко подвергались нападению со стороны бандитов и грабителей, и тибетское боевое искусство, максимально упрощенное до техники элементарной самообороны, стало высокоэффективным средством защиты, не требующим особой физической и психической подготовки, и доступной практически для каждого здорового человека.

Каким образом тайное боевые искусство стало доступно для мирян, доподлинно неизвестно.

Возможно, мастера Маг Цзал открыли часть знаний для простых людей, адаптировав боевые искусство под нужды мирян и удовлетворив тем самым их потребность в системе эффективной самообороны.

Основной задачей мирской ветви Маг Цзал являлась защита против обычных бандитов - физически сильных, но не владеющих специальными боевыми приемам.

Мирская ветвь Маг Цзал обучала простой и эффективной системе самообороны, не требующей длительной отработки техники и лишенной эффектных приемов: ударов, связанных со специальным укреплением поражающих поверхностей, сложных передвижений и ударов ногами.

Существенное внимание, при этом уделяется также уклонению от атак противника, мягкому "пропусканию" его ударов мимо себя путем вращения и скручивания тела, втягивающим, перенаправляющим блокам и обманным движениям, а также иным действиям, позволяющим человеку с небольшой физической силой эффективно противостоять более сильному, но прямолинейному противнику.

Основа техники и тактики мирской ветви Маг Цзал в полной мере выражена в изречении:

"Если форма противоречит эффективности - отбрось форму".

Мирская ветвь Маг Цзал является упрощенной формой боевого искусства, закрытой для духовных, тантрических практик Маг Цзал.

Основа техники Маг Цзал

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

В основе технических приемов Маг Цзал лежит "Принцип стальной цепи", в соответствии с которым гибкость и жесткость неразрывно связаны.

Жесткость в технике Маг Цзал проявляется в резких, травмирующих ударах.

Одной из самых жестких техник Мак Цзал является техника под названием "Искусство обрубания рук", которая построена на блокирующих и рубящих ударах по конечностям противника.

Гибкость в технике Маг Цзал проявляется в постоянных перемещениях, уклонах и обманных движениях, которые не позволяют противнику развить атаку, а бойцу дают возможность противостоять более сильному и вооруженному противнику или нескольким противникам одновременно.

При этом основным принципом техники Маг Цзал является правило:

"Не противостоять, а использовать"

Мастера Маг Цзал в совершенстве владели искусством использования силы противника против него самого, пропуская удары противника рядом с собой "проваливая" противника в образовавшуюся воронку, "сжимая" или "закручивая" энергию его движения.

Недопустимость статичного состояния

И еще одним ключевым моментом техники Маг Цзал является недопустимость статичного состояния во время поединка. Боец, даже остановившись, должен производить какие-либо минимальные движения, не позволяя себе полностью замереть ни на одно мгновение.

В противном же случае, как считали мастера Маг Цзал, происходит внутреннее "переключение" психоэнергетических структур на статичный режим, в результате чего боец не может молниеносно реагировать на внезапную атаку противника.

 

Лапы дракона

Наивысшим уровнем технического мастерства в Маг Цзал считается умение вести бой, не блокируя удары противника, а лишь уклоняясь от них.

Для того, чтобы выработать данный навык применяется специальный метод тренировки: партнер бойца надевает специальное снаряжение под названием "лапы дракона" кожаные перчатки-кастеты, покрытые шипами и доходящие до локтей и такую же покрытую шипами кожаную обувь, покрывающую ноги от ступни до колена и в таком снаряжении он ведет бой.

Боец должен уклоняться от ударов противника и наносить собственные удары таким образом, чтобы противник не смог блокировать бьющую руку или ногу в противном случае боец сразу же столкнется с шинами "лап дракона".

Захват-удар

Еще одной особенностью Маг Цзал является широкое применение техники захватов в сочетании с ударной техникой, что является гораздо более эффективным способом противодействия противнику, чем прямолинейная ударная техника или техника захватов и бросков.

Суть техники заключается в том, что боец Маг Цзал постоянно переходит от ударов к захватам и броскам, не вступая в силовую борьбу и не давая противнику подстроиться к его манере боя.

Поскольку мгновенно переключиться с ударной техники на технику захвата на обратно крайне сложно - то, как правило, противник, против которого используется такая техника, неожиданно для себя, попадает под удар или оказывается в захвате.

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Техника "Захват-удар" позволяет вести бой в очень плотном контакте с противником, нейтрализуя его удары захватами и мягкими связывающими и обволакивающими блоками.

Ударная техника

В Маг Цзал все виды ударов, как руками, так и ногами, осуществляются в соответствии c принципом биомеханики и разделяются на две основные группы: проникающие (протыкающие, рвущие) удары (толба) и дробящие удары (шагба).

Проникающие удары основаны на "сбросе" ударно-динамической волны вглубь тела противника и направлены на повреждение внутренних органов.

Такие удары соотносящиеся с принципом "пустого" и связаны с использованием энергии "Инь".

Дробящие удары, применяются для разрушения мышц, костей и суставов противника.

Эти удары соответствуют принципу "Полного" и связаны с использованием энергии "Ян".

Соответственно, методы наработки дробящих и проникающих ударов имеют существенные отличия.

Для отработки "дробящего" удара используются постепенно увеличивающиеся в толщине связки прутьев или упругих деревянных дощечек, которые по своим свойствам сочетания упругости и жесткости максимально приближены к сопротивлению костей человека.

Для отработки "протыкающих" и "рвущих" ударов использовались бараньи и козлиные туши, которые боец, после прохождения предварительного цикла укрепления пальцев рук и запястьев, должен был протыкать ударами типа "острие" (це) или разрывать ударами типа "тигровая лапа" (таг-кант).

Для наработки "проникающего" воздействия применяются техники тушения свечей и сбивание небольших деревянных брусков воздушно-динамической волной удара.

Техника считалась освоенной, когда боец в состоянии пробить свободно подвешенный лист бумаги, даже не прикасаясь к нему.

Также широко применяется специальная работа на мешках с различным наполнением.

При этом мастера Маг Цзал весьма скептически относятся к разбиванию камней и кирпичей, которые по своим свойствам не соответствуют ни одной из частей человеческого тела.

Считается, что разбивание этих предметов не ведет к реальной боевой наработке ударов, что противоречит принципу Маг Цзал: "Эффективность, а не эффектность".

Общефизическая подготовка

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Общефизической подготовке Маг Цзал уделяется особое внимание.

Одно из древних наставлений мастеров Маг Цзал гласит:

"У меча следует взять три свойства: жесткость, гибкость и отточенность. Мышцы должны быть жесткими. Тело должно быть гибким. А движения должны быть отточенными".

Например, большинство мастеров Маг Цзал допускают учеников к обучению боевому искусству только после того, как те разовьют с помощью специальных упражнений гибкость, координацию, скорость, силу и выносливость.

Предварительная подготовка занимает достаточно продолжительное время и могла доходить до пяти лет.

Кроме того, эти подготовительные упражнения рассматриваются как самостоятельная практика, которая входит Тибетскую оздоровительную системы, называемую "Пять способов взращивания жизни".

Данная система включает в себя определенный распорядок жизни, процедуры, лекарственные средства, упражнения и специальную практику созерцания.

Принципы и способы предварительной подготовки и развития качеств, необходимых для обучения Маг Цзал также связаны с теорией "Пяти Первоэлементов".

В первую очередь бойцы Маг Цзал развивают такие качества, как гибкость, растяжка и подвижность суставов, что соответствует элементу "Вода".

При этом особое значение придается гибкости позвоночника.

Древнее изречение мастеров Маг Цзал гласит:

"Человек молод до тех пор, пока гибок его позвоночник".

При работе над развитием качеств "Воды" категорически запрещается применять грубую силу, поскольку элемент "Вода" относится к началу "Инь", которому свойственна мягкость и расслабленность.

Попытки же ускорить прогресс через грубое усилие приводит к противоположным результатам: травмам, зажатию опорно-двигательного аппарата и, в конечном итоге, к нарушению всего энергетического баланса в организме.

Поэтому, наиболее рациональным для развития этих качеств является мягкое, расслабленное воздействие на мышцы, суставы и сухожилия, которые выполняются с большим количеством повторов на протяжении длительного времени.

В противоположность Первоэлементу "Воде" Первоэлементы "Земля" и "Огонь" основной упор делали именно на развитие силовых и скоростных качеств бойца, относящихся к началу "Ян".

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

В эти элементы входили как работа с разнообразными отягощениями - камнями, ядрами, металлическими "поясами" и "браслетами" на руки и на ноги, а также с различными видами каменных и бронзовых гирь, штанг и гантелей, так и упражнениями с собственным весом, такие, например, как различные виды отжиманий, выпрыгиваний, подтягиваний и т. п.

Наиболее известной является так называемая техника "Железных чаш" (Джаг-пхор): боец, держа на обеих ладонях по железной монашеской чаши-патре, одновременно вращает их в противоположные стороны по замкнутой траектории напоминающею цифру "8".

Со временем все чаш увеличивается: сначала с помощью подсыпаемого в них песка, затем камешков, а затем - свинца.

Под конец вес чаш достигает более 10 кг, а количество вращений доводится до 1000 раз.

На более высоком уровне обучения данное упражнение, называется уже "Алмазная чаша", усложняется: вращение рук с чашами производится одновременно с вращением корпуса, ноги при этом стоят на двух столбах врытых в землю так называемых "Золотых столбах" (Сэр-шинг), затем же, по мере освоения, боец балансирует уже на незакрепленных каменных или деревянных цилиндрах высотой около 0,5 м "Хрустальных столбах" (Шел-щинг).

Это последнее упражнение особо ценится мастерами Маг Цзал, поскольку развивает качества всех "Пяти Первоэлементов" - гибкость, координацию, равновесие, силу и выносливость.

При этом не просто отлично прорабатываются все связки, суставы и мышцы бойца, но и нарабатывается важнейший навык одновременной согласованной работы различных частей тела, который в дальнейшем позволяет легко овладевать основной боевой техникой.

Общефизическая подготовка бойца Маг Цзал существенно отличается от методик, используемых в современных спортивных системах единоборств.

Боец Маг Цзал развивал не силу или выносливость "вообще", а применительно к конкретным бойцовским двигательным навыкам.

Так, например, выносливость и техника дыхания, развиваемые при обычном беге, в корне отличаются от этих же качеств, требующихся во время реального боя, где постоянно происходит "сбив" скорости и ритма движений.

Поэтому в системе Маг Цзал бойцы не просто бегают (что считается самым начальным уровнем), а бегают по валунам (что развивает особый, "подпружиненный" шаг и великолепное чувство равновесия), в лесу между деревьями, уклоняясь от стволов и веток (что служит освоению технике передвижений и уклонов), и при этом еще и непрерывно выполняют руками движения "Железной чаши", при которых задействованы сразу суставы кистей, локтей и плеч.

Такие движения, являющиеся основой почти всех боевых элементов, одновременно тренируют боевой тип дыхания, а также навык непрерывности и раскованности движений, что является основой тактики ведения боя.

На более продвинутых стадиях это же упражнение еще более усложняется за счет увеличения веса чаш.

Данный подход к тренировочному процессу не просто экономит время, поскольку каждое упражнение развивает сразу несколько общефизических качеств, но также за сравнительно короткий срок развивается особый, "боевой" тип опорно-двигательного аппарата,  дыхания и питательных навыков.

В результате сила рук и ног с помощью специальных упражнений развивалась до такой степени, что практически любой удар, нанесенный бойцом Маг Цзал, почти всегда нее с собой серьезную травму или даже смерть противнику.

Проект "Беседы с Сенсеем" -  Боевые искусства мира

Несмотря на смертоносность техники, Маг Цзал - это прежде всего философия и духовная практика, в которой развитие и совершенствование бойцовских навыков является действенным и высокоэффективным средством направленным на достижение конкретной цели...