Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Главная - Боевые Искусства Мира

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Уданское направление Кунг-фу было сформировано на основе религиозно-философского учения даосизма о двух началах (Концепции Инь-Ян) и Теории пяти первоэлементов.

Цель практики Кунг-фу уданских направлений заключается в обретении человеком его Пути, а также следовании обретенному Пути в целях достижения Просветления, постижения Дао и обретения бессмертия.

Философия даосизма не отделяет внешнее от внутреннего, и, соответственно, для достижения высшей мудрости и духовного совершенства, по мнению даосских философов, необходимо подготовленное тело, и для этого были разработаны различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе боевые искусства, дыхательные упражнения, а также определенный рацион питания.

 

Кунг-фу

Пытаясь постичь секрет долголетия, даосские перенимали способы дыхания у животных и птиц, продолжительность жизни которых была больше, чем у человека.

Для воссоздания их ритма дыхания принимались определенные позы, которые, перейдя от статичных к подвижным, легли в основу, так называемых, "звериных стилей", характерных для всех направлений Кунг-фу.

Один из наиболее древних трактатов по Кунг-фу уданского направления, дошедших до наших дней, назывался "Игры пяти зверей" и был написан в 3 в, н.э. выдающимся лекарем - даосом Хуа То, который при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен.

Трактат описывал систему упражнений (прыжков, наклонов, раскачиваний, вращений, сокращений мышц), эмитирующую движения 5 животных: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы.

Хуа То писал, что эта система упражнений излечивает болезни, укрепляет тело и надолго сохраняет здоровье и молодость.

Дальнейшее развитие эта система получила в крупном даосском центре в горах Уданшань. Игры пяти зверей стали неотъемлемой частью уданского направления Кунг-фу, которое также включало в себя психомедитативные практики, управление внутренней энергией Ци, дыхательные, психофизические упражнения и особый рацион питания.

Уданский стиль Кунг-фу считается "мягким" или "внутренним" стилем.

Целью всех школ уланского направления (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань и др.) являлось приведение человека в состояние естественности, единства и гармонии с окружающим миром и самим собой.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Любой, кто совершал или провоцировал нападение в соответствии с философией уданских школ, нарушал гармонию и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель.

При этом агрессия в техники школ уданских направлений практически отсутствует, а приоритетом является оборона.

Иными словами, уданский мастер, следуя законам Вселенной восстанавливал нарушенное равновесие, и чужеродный элемент, нарушающий гармонию, просто устранялся (уничтожался) без злобы и агрессии.

Уданский стиль - это образ мягкого и слабого побеждающего - твердое и сильное. Податливость обращающая натиск противника против него самого, используя его же силу, что неизменно приводит к полной и безоговорочной победе над противником.

Основополагающими, всех внутренних стилей уданского направления Кунг-фу, являются следующие принципы:

Движения должны быть плавными и округлыми, взаимосвязанными, непрерывными, плавно сменяющими друг друга.

 

Внешние движения (работа рук, ног, бедер) и внутренние движения (контроль за дыханием, разумом и волей) должны быть гармоничными.

 

Тело должно быть гибким, расслабленным и наполненным подобно мягкому шлангу‚ наполненному энергией.

 

Мягкость должна сочетаться с твердостью. При этом внешняя расслабленность и мягкость порождают предельную жесткость в момент удара или блока.

В уданском Кунг-фу есть поговорка: "Корень сокровенной пружины произрастает из сердца".

Практикующий должен научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений, которые исходят от сердца, в том числе при выполнении комплекса формальных упражнений - Тао.

Существует легенда, что первые Тао были разработаны некой древней исчезнувшей цивилизацией, которая, передала их людям как сакральную практику, направленную на физическое и духовное совершенствование.

 

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Для Тао всех школ характерны четкий ритм, чувство дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии, а также чередование расслабления и концентрации, мягкости и жесткости.

При этом схемы движений в Тао воспроизводят различные сакральные геометрические фигуры-символы: квадрат, крут, спираль. Количество движений Тао, также соответствует "магическим" числам.

Обязательным требованием выполнения Тао является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.

При выполнении Тао, как правило, не допускается импровизация.

Форма должна выполняться с точностью до малейших деталей. Такое требование в некоторых уданских школах, что объясняется тем, что создатели Тао - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами Тао - это безупречно подобранный инструмент, пробуждающий и концентрирующий жизненную энергию, а также способствующий единению практикующего со Вселенной.

Все Тао различных школ уланского Кунг-фу связаны с кругом 8 триграмм и 64 гексаграмм "Книги перемен".

В каждом движении присутствует магическая символика и философский смысл.

К примеру, Тао, так называемых "звериных стилей" способствуют обретению силы, неуязвимости и бесстрашия, присущих тому животному, чьи движения воспроизводятся.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Наиболее известными школами уданского Кунг-фу являются Тайцзицюань. Синъицюань и Багуачжан (Багуа).

При чем основные положения Багуа не просто перекликаются с Тайдзицюань, но, как бы служат ее развитием.

Особенностью школы Багуа являются непрерывные спиралевидные вращения и движения по кругу, а основные приемы строятся на использовании комбинаций семи звериных стилей: "Ястреба", "Змеи", "Дракона", "Обезьяны", "Аиста", "Льва" и "Медведя".

Важным элементом стиля является скорость вращения. Так старые мастера носившие косу добивались такой скорости выполнения движений, что их косы сохраняли горизонтальное положение, даже тогда, когда они падали и вставали.

Наиболее известным тестом школы Багуа является упражнение с наполненными водой или горящей жидкостью пиалами. Когда ученик выполнял упражнения с пиалами‚ находились в его руках, на голове и плечах. При этом из пиалы не должно было пролиться ни одной капли только тогда тест считался пройденным.

Мастера Багуа, так говорят об основных принципах стиля:

"Багуа - это движение в покое, а покой в движении. Неторопливость в быстроте и быстрота в неторопливости. Сила в мягкости и  мягкость в силе. Размеренность во всем, все в размеренности".

Еще одной великой школой уданского направления считается Синъицюань ("Направленная воля").

 

В Синъицюань сила прикладывается по вертикали в трех уровнях и движения характеризуются большей жесткостью, в отличие от Багуачжан, где приложение силы осуществляется по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания.

 

Базовая техника школы Синъицюань включает в себя пять видов энергии, отраженной в ударной технике:

Расщепление. Энергия удара резко поднимается вверх и опадает - рубящий удар.

Пробивание. Энергия проходит стадии сужения и расширения - отражающий удар.

Бурав. Энергия, как бы вкручивается сверлящий удар.

Глушение. Энергия исторгается подобно оружейному выстрелу - пушечный удар.

Пересечение. Энергия при ударе направляется вперед по дугообразной траектории - поперечный удар.

Основу тактики движений Синъицюань составляют четыре позиции: подъем, ввинчивание в оборону, приседание, поворот.

Шаолиньское направление

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Другим крупным направлением Кунг-фу является Шаолиньское направление, которое включает более 400 видов основных стилей.

Создание шаолиньское направление Кунг-фу связано с именем двадцать восьмого буддийского патриарха Бодхидхармы.

Также от Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства: 18 из которых относятся к кулачному бою, 18 к методам владения оружием, остальные посвящены дыханию, управлению энергией Ци, упражнениям на мягкость и жесткость, твердость и легкость, приемам захватов и освобождения от захватов.

В последствии мастер боевых искусств Цзяо Юань на основе древней шаолиньской техники, практикуемой по приданию в монастыре со времен Бодхидхармы, разработал комбинации видов обороны, основанных на знаниях анатомии, биомеханики и болевых точек, известную, как "72 шаолиньских приема захватов и освобождений", которые позднее вошли в арсенал практически всех школ Кунг-фу, но под разными названиями, в том числе: "72 тайных захвата", "Искусство разрыва связок и сухожилий", "Секреты шаолиньских захватов", "Искусство болевых замков".

Позднее искусство 72 захватов пришло из Китая в Японию, став частью японских и окинавских боевых искусств.

Шаолиньское направление Кунг-фу также включает в себя упражнения, направленные на развитие гибкости, силы и общего укрепления организма, а также интеллектуальное и энергетическое развитие. При этом сами приемы секрета не составляли. В тайне держались методы обучения и психотехники сопутствующие обучению, а также искусство управления энергией, так как именно они позволяли подготовить настоящего воина Шаолиня.

Существует легенда о создании единого комплекса из 170 приемов на основе стилей "Тигра", "Дракона", "Леонарда", "Змеи", "Журавля" тремя мастерами боевых искусств, каждый из которых обладал в своей области уникальными знаниями.

 

Новый стиль включал в себя жесткость и силу стиля "Тигра", управление энергией и безупречный вестибулярный аппарат стиля "Дракона", накопление упругой силы и ее выплеск в бросках и прыжках, присущий стилю "Леонарда", низкие перетекающие движения и стойки стиля "Змеи", выносливость, равновесие и растяжку стиля "Журавля".

Позднее шаолиньское Кунг-фу стало основой для формования различных стилей, в том числе стиля "Обезьяны", который был наполнен акробатическими элементами, имитирующими поведение этого животного и предполагал особый тренинг для рук, ног, глаз и головы, стили "Пьяницы", "Катающегося по земле", "Мицзун", также включали в себя акробатические движения, удары в перекатах, падениях и нанесение ударов из неожиданных положений на фоне резкой смены психофизических состояний.

Возникновение южного стиля Кунг-фу связано с трагическими событиями времен войны с маньчжурами, когда Шаолинь служил укрытием для повстанцев. По указу императора, монастырь был полностью разрушен, а большая часть монахов погибла.

По легенде лишь пятерым мастерам удалось спастись и бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного стиля Кунг-фу, который отличался от северного простотой и более высоким прикладным аспектом.

Пять южных школ Кунг-фу названы именами основавших их шаолиньских монахов - мастеров Хун-цзя, Лю-цзя, Мо-цзя, Цай-изя, Ли-цзя.

Одной из наиболее известных школ южного направления является Вин Чун, которая считается одной из самых эффективных и позволяет пройти весь курс обучения за сравнительно короткий срок - 2 3 года.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Эмейское направление

Третье направление в Кунг-фу - Эмейское, включает более 60 стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном искусстве.

Название направления связано с территориальным расположением Эмейских гор, находящихся неподалеку от провинции Сычуань, где издревле располагалось большое количество и даосских и буддийских монастырей.

Наиболее известными являются 8 эмейских стилей (4 малых и 4 больших), объединяющих северные и южные школы Кунг-фу.

Обучение Кунг-фу

По традиции классическое Кунг-фу требует длительного и систематического обучения и занимает в среднем около 15 лет.

Первые пять лет отрабатываются базовые движения, основная техника, включающая удары и блоки, а также закаляется дух и тело ученика.

Следующие пять лет отводятся на закрепление приемов и их комбинаций, овладение стратегией и тактикой боя, а также практикуется работа с различными видами оружия и противоречия вооруженному противнику.

И наконец, после завершения предыдущих этапов следующие пять лет отводятся на развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиции школы, изучаются нестандартные приемы, развиваются экстрасенсорные навыки, практикуется искусство точечных ударов, и реанимации.

В соответствии с китайской и даосской философией человек, порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов и начал Инь - Ян.

Обучение Кунг-фу предполагало комплексное развитие психических и физических способностей занимающихся и непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика изменения окружающего мира.

 

Основы Кунг-фу

Система воспитания основывалась на овладении тремя основами Кунг-фу:

а) Осмысленным движением и позами;

б) Правильным дыханием;

в) Особым состоянием ума.

Особенностью обучения можно также считать, что психофизической подготовке в обучении отводилось не менее 85 % времени занятий, в то время как непосредственно физическим тренировкам только 15%.

Важнейшим разделом обучения являлась работа со стихиями (первоэлементами). Выполняя специальные комплексы, ученик не просто учился видеть все жизненные процессы через призму пяти первоэлементов и сил Инь - Ян, но также приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться на скользком льду и в воле, прыгать по деревьям и лазить по скалам.

По принципу пяти первоэлементов также классифицировались виды кулачного боя и оружия.

Знание принципов, владение арсеналом школы, тактикой и стратегией, давало возможность противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно как огонь плавит металл, а вода тушит огонь.

 Упражнения по работе со стихиями:

Практически во всех направлениях Кунг-фу присутствует практика работы со стихиями, состоящими из упражнений сформированных применительно к каждому первоэлементу:

Дерево

Работа с этим элементом предусматривает статические упражнения типа: смотреть на листву, кору, обнимать дерево, висеть или подтягиваться на ветках. Динамические упражнения предполагают лазанье по деревьям, удары по стволу, пробивание и раскалывание досок, хождение на ходулях. А также комплексы упражнений с копьями, палками, и т. п.

Огонь

Работа сданным элементом строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией. Первый этап предусматривает упражнения по привыканию к этой стихии. Например, хождение по горящим углям, прыжки через огонь, тушение огня руками, глотание огня, держание горящего огня в ладонях, Обжигание различных частей тела. На следующем этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи, ударами рук, ног и т.п.

Земля

Работа с этой стихией строится на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: падения, кувырков, ползания, подкаты на различных видах земного грунта. Также существует практика, когда для того, чтобы ученик смог чувствовать данный первоэлемент, его частично или полностью закапывают в землю. Развитию техники также способствуют упражнения - тесты по разбиванию черепицы, каменных блоков и кирпичей.

Металл

Работа с этим первоэлементом предполагает выполнение упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, резание, сверление, концентрация, рубка. Также отрабатывается навык преодолевать препятствия из металла в виде гвоздей, ножей, сабель и т.п.

Вода.

Познание данной стихии осуществляется в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), ледяная вода и лед. Практика взаимодействия со стихией также включает навык использования воды как средства массажа и закаливания. Целью работы с данным элементом является обретение навыка: действовать в иной среде, легко выдерживать перепады температур, регулировать дыхание под водой. Практика взаимодействия с данной стихией также включает упражнения по разбиванию плавающих в воде ледяных глыб и досок.

Цигун

 

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Неотъемлемой частью работы со стихиями является практика Цигун (ци - энергия, гун - работа), которая разделяется на статический, динамический, статике-динамический, а также на жесткий - мягкий, легкий - тяжелый Цигун.

Основная задача Цигун в боевом искусстве является - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде.

Также Цигун применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником.

В настоящее время известны около 600 различных видов Цигун, но наиболее распространены следующие: "8 кусков парчи", "Трактат об изменении мышц", "18 упражнений "Эмейский Цигун", "Цигун Белый Журавль".

 Суть боевого искусства

В древнекитайских трактатах, в поэтической форме описывается суть боевого искусства, которое включают в себя:

4 способа ведения боя. Это - удары руками, ногами, броски, захваты и освобождения от захватов.

12 принципов движения тела, рук и ног.

Движения должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел.

8 требований. Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты; глаза - быстрыми, как молнии; поясница - гибкой, как змея; стойка - прочной, стоять, следует словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно быть глубоким; сила - целенаправленной; мастерство - совершенным.

 6 соответствий

Движение может осуществляться видимым способом и в воображении (внутренним способом). Тело должно быть единым целым, за движением верхней части тела обязательно должно следовать движение его нижней части.

Причем производятся они в следующем порядке:

а) плечи - бедра;

б) локти - колени;

в) кисти - стопы.

Одновременно с внешним происходит внутреннее движение в

соответствии со следующей системой связей:

а) сердце - мысль;

б) мысль - энергия;

в) энергия - сила.

А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению мастера.

О трех звеньях

В древнекитайских трактатах, описывающих комплексах боевых искусств принято деление тела и его составных частей на три части:

1 Тело: руки (кисть, локоть, плечо) - верхнее звено ("верхушка") отождествлено с Небом;

2 Туловище (голова, сердце, область даньтянь) является средним звеном ("сердцевина");

3 Ноги (стопа, колено, бедро) - нижнее звено ("корень") соответствует Земле.

Все звенья связаны между собой. В движении это выражается следующим образом: "Верхушка" увлекает за собой "сердцевину", за ними следует "корень".

Иными словами, сначала Мысль, затем Энергия и лишь потом ноги, то есть само Действие.

О четырех представителях

Правило четырех представителей позволяет в течении нескольких секунд, по внешним признакам определить состояние организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам.

Согласно древнекитайскому учению волосы представляют кровь. Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки.

Ногти - показатель связок и сухожилий. Если ногти крошатся и ломаются, существуют проблемы со связками и сухожилиями.

Зубы - отражение состояния костей.

Язык дает представление о мышцах. Если язык ослаблен и у человека нечеткая речь - значит, мышцы следует укрепить.

8 способов движения тела

Несмотря на кажущееся многообразие приемов в Кунг-фу существует только восемь способов движения - это:

Поднимание - Опускание;

Наступление - Отступление;

Опрокидывание - Уворачиваиие;

Сжатие - Распрямление.

Основываясь на Концепции Инь - Ян и Принципах Пяти первоэлементов движения следует делать в соответствии со следующими правилами:

Подниматься следует - двигаясь поперек, а опускаться - вдоль. Наступать на соперника надо низко, а отступать - в высоких стойках. Опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо - если защищаещь бока. Сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться - с мощностью прыгающего тигра.

8 принципов ведения боя

Тактика Кунг-фу включает в себя следующие правила и соответствующие им понятия.

Следование - опережение контратакой действий противника.

Давление - нанесение серии ударов за короткий промежуток времени.

Обман - использование уверток, финтов, уклонов. Каждый удар должен быть неожиданным для противника, надо показывать вверх, а бить вниз; повернувшись влево, уйти обязательно вправо.

Отскок - резкий уход в сторону, за спину противника.

Опережение - внимательно наблюдая за внешним обликом противника и разгадав его намерение, перейти к атаке, надо предотвратить ее опережающим ударом, криком, финтом или подобными действиями.

Ускользание и нападение на противника только сзади или сбоку, но ни в коем случае не атаковать в лоб.

Удар - использование основных способов атаки в комплексе.

Соизмерение - определение соотношения двух противоположных начал в тактике боя. Например, если атакующий применяет "рубящие" удары, а им соответствует первоэлемент металл, то нужно отвечать "пушечными" ударами, которым соответствует огонь. Как огонь плавит металл, так и победа ждет избравшего верный ответный удар.

Проект Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

 

 Кунг-фу - представляет собой единую систему древних знаний, получить которые невозможно из книг.

 

Передача знаний происходит от носителя знаний к человеку, готовому эти знания принять, от учителя к ученику, от сердца к сердцу.