БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Главная - Боевые Искусства Мира
Уданское направление Кунг-фу было сформировано на основе религиозно-философского учения даосизма о двух началах (Концепции Инь-Ян) и Теории пяти первоэлементов.
Цель практики Кунг-фу уданских направлений заключается в обретении человеком его Пути, а также следовании обретенному Пути в целях достижения Просветления, постижения Дао и обретения бессмертия.
Философия даосизма не отделяет внешнее от внутреннего, и, соответственно, для достижения высшей мудрости и духовного совершенства, по мнению даосских философов, необходимо подготовленное тело, и для этого были разработаны различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе боевые искусства, дыхательные упражнения, а также определенный рацион питания.
Пытаясь постичь секрет долголетия, даосские перенимали способы дыхания у животных и птиц, продолжительность жизни которых была больше, чем у человека.
Для воссоздания их ритма дыхания принимались определенные позы, которые, перейдя от статичных к подвижным, легли в основу, так называемых, "звериных стилей", характерных для всех направлений Кунг-фу.
Один из наиболее древних трактатов по Кунг-фу уданского направления, дошедших до наших дней, назывался "Игры пяти зверей" и был написан в 3 в, н.э. выдающимся лекарем - даосом Хуа То, который при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен.
Трактат описывал систему упражнений (прыжков, наклонов, раскачиваний, вращений, сокращений мышц), эмитирующую движения 5 животных: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы.
Хуа То писал, что эта система упражнений излечивает болезни, укрепляет тело и надолго сохраняет здоровье и молодость.
Дальнейшее развитие эта система получила в крупном даосском центре в горах Уданшань. Игры пяти зверей стали неотъемлемой частью уданского направления Кунг-фу, которое также включало в себя психомедитативные практики, управление внутренней энергией Ци, дыхательные, психофизические упражнения и особый рацион питания.
Уданский стиль Кунг-фу считается "мягким" или "внутренним" стилем.
Целью всех школ уланского направления (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань и др.) являлось приведение человека в состояние естественности, единства и гармонии с окружающим миром и самим собой.
Любой, кто совершал или провоцировал нападение в соответствии с философией уданских школ, нарушал гармонию и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель.
При этом агрессия в техники школ уданских направлений практически отсутствует, а приоритетом является оборона.
Иными словами, уданский мастер, следуя законам Вселенной восстанавливал нарушенное равновесие, и чужеродный элемент, нарушающий гармонию, просто устранялся (уничтожался) без злобы и агрессии.
Уданский стиль - это образ мягкого и слабого побеждающего - твердое и сильное. Податливость обращающая натиск противника против него самого, используя его же силу, что неизменно приводит к полной и безоговорочной победе над противником.
Основополагающими, всех внутренних стилей уданского направления Кунг-фу, являются следующие принципы:
Движения должны быть плавными и округлыми, взаимосвязанными, непрерывными, плавно сменяющими друг друга.
Внешние движения (работа рук, ног, бедер) и внутренние движения (контроль за дыханием, разумом и волей) должны быть гармоничными.
Тело должно быть гибким, расслабленным и наполненным подобно мягкому шлангу‚ наполненному энергией.
Мягкость должна сочетаться с твердостью. При этом внешняя расслабленность и мягкость порождают предельную жесткость в момент удара или блока.
В уданском Кунг-фу есть поговорка: "Корень сокровенной пружины произрастает из сердца".
Практикующий должен научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений, которые исходят от сердца, в том числе при выполнении комплекса формальных упражнений - Тао.
Существует легенда, что первые Тао были разработаны некой древней исчезнувшей цивилизацией, которая, передала их людям как сакральную практику, направленную на физическое и духовное совершенствование.
Для Тао всех школ характерны четкий ритм, чувство дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии, а также чередование расслабления и концентрации, мягкости и жесткости.
При этом схемы движений в Тао воспроизводят различные сакральные геометрические фигуры-символы: квадрат, крут, спираль. Количество движений Тао, также соответствует "магическим" числам.
Обязательным требованием выполнения Тао является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.
При выполнении Тао, как правило, не допускается импровизация.
Форма должна выполняться с точностью до малейших деталей. Такое требование в некоторых уданских школах, что объясняется тем, что создатели Тао - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами Тао - это безупречно подобранный инструмент, пробуждающий и концентрирующий жизненную энергию, а также способствующий единению практикующего со Вселенной.
Все Тао различных школ уланского Кунг-фу связаны с кругом 8 триграмм и 64 гексаграмм "Книги перемен".
В каждом движении присутствует магическая символика и философский смысл.
К примеру, Тао, так называемых "звериных стилей" способствуют обретению силы, неуязвимости и бесстрашия, присущих тому животному, чьи движения воспроизводятся.
Наиболее известными школами уданского Кунг-фу являются Тайцзицюань. Синъицюань и Багуачжан (Багуа).
При чем основные положения Багуа не просто перекликаются с Тайдзицюань, но, как бы служат ее развитием.
Особенностью школы Багуа являются непрерывные спиралевидные вращения и движения по кругу, а основные приемы строятся на использовании комбинаций семи звериных стилей: "Ястреба", "Змеи", "Дракона", "Обезьяны", "Аиста", "Льва" и "Медведя".
Важным элементом стиля является скорость вращения. Так старые мастера носившие косу добивались такой скорости выполнения движений, что их косы сохраняли горизонтальное положение, даже тогда, когда они падали и вставали.
Наиболее известным тестом школы Багуа является упражнение с наполненными водой или горящей жидкостью пиалами. Когда ученик выполнял упражнения с пиалами‚ находились в его руках, на голове и плечах. При этом из пиалы не должно было пролиться ни одной капли только тогда тест считался пройденным.
Мастера Багуа, так говорят об основных принципах стиля:
"Багуа - это движение в покое, а покой в движении. Неторопливость в быстроте и быстрота в неторопливости. Сила в мягкости и мягкость в силе. Размеренность во всем, все в размеренности".
Еще одной великой школой уданского направления считается Синъицюань ("Направленная воля").
В Синъицюань сила прикладывается по вертикали в трех уровнях и движения характеризуются большей жесткостью, в отличие от Багуачжан, где приложение силы осуществляется по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания.
Базовая техника школы Синъицюань включает в себя пять видов энергии, отраженной в ударной технике:
Расщепление. Энергия удара резко поднимается вверх и опадает - рубящий удар.
Пробивание. Энергия проходит стадии сужения и расширения - отражающий удар.
Бурав. Энергия, как бы вкручивается сверлящий удар.
Глушение. Энергия исторгается подобно оружейному выстрелу - пушечный удар.
Пересечение. Энергия при ударе направляется вперед по дугообразной траектории - поперечный удар.
Основу тактики движений Синъицюань составляют четыре позиции: подъем, ввинчивание в оборону, приседание, поворот.
Шаолиньское направление
Другим крупным направлением Кунг-фу является Шаолиньское направление, которое включает более 400 видов основных стилей.
Создание шаолиньское направление Кунг-фу связано с именем двадцать восьмого буддийского патриарха Бодхидхармы.
Также от Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства: 18 из которых относятся к кулачному бою, 18 к методам владения оружием, остальные посвящены дыханию, управлению энергией Ци, упражнениям на мягкость и жесткость, твердость и легкость, приемам захватов и освобождения от захватов.
В последствии мастер боевых искусств Цзяо Юань на основе древней шаолиньской техники, практикуемой по приданию в монастыре со времен Бодхидхармы, разработал комбинации видов обороны, основанных на знаниях анатомии, биомеханики и болевых точек, известную, как "72 шаолиньских приема захватов и освобождений", которые позднее вошли в арсенал практически всех школ Кунг-фу, но под разными названиями, в том числе: "72 тайных захвата", "Искусство разрыва связок и сухожилий", "Секреты шаолиньских захватов", "Искусство болевых замков".
Позднее искусство 72 захватов пришло из Китая в Японию, став частью японских и окинавских боевых искусств.
Шаолиньское направление Кунг-фу также включает в себя упражнения, направленные на развитие гибкости, силы и общего укрепления организма, а также интеллектуальное и энергетическое развитие. При этом сами приемы секрета не составляли. В тайне держались методы обучения и психотехники сопутствующие обучению, а также искусство управления энергией, так как именно они позволяли подготовить настоящего воина Шаолиня.
Существует легенда о создании единого комплекса из 170 приемов на основе стилей "Тигра", "Дракона", "Леонарда", "Змеи", "Журавля" тремя мастерами боевых искусств, каждый из которых обладал в своей области уникальными знаниями.
Новый стиль включал в себя жесткость и силу стиля "Тигра", управление энергией и безупречный вестибулярный аппарат стиля "Дракона", накопление упругой силы и ее выплеск в бросках и прыжках, присущий стилю "Леонарда", низкие перетекающие движения и стойки стиля "Змеи", выносливость, равновесие и растяжку стиля "Журавля".
Позднее шаолиньское Кунг-фу стало основой для формования различных стилей, в том числе стиля "Обезьяны", который был наполнен акробатическими элементами, имитирующими поведение этого животного и предполагал особый тренинг для рук, ног, глаз и головы, стили "Пьяницы", "Катающегося по земле", "Мицзун", также включали в себя акробатические движения, удары в перекатах, падениях и нанесение ударов из неожиданных положений на фоне резкой смены психофизических состояний.
Возникновение южного стиля Кунг-фу связано с трагическими событиями времен войны с маньчжурами, когда Шаолинь служил укрытием для повстанцев. По указу императора, монастырь был полностью разрушен, а большая часть монахов погибла.
По легенде лишь пятерым мастерам удалось спастись и бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного стиля Кунг-фу, который отличался от северного простотой и более высоким прикладным аспектом.
Пять южных школ Кунг-фу названы именами основавших их шаолиньских монахов - мастеров Хун-цзя, Лю-цзя, Мо-цзя, Цай-изя, Ли-цзя.
Одной из наиболее известных школ южного направления является Вин Чун, которая считается одной из самых эффективных и позволяет пройти весь курс обучения за сравнительно короткий срок - 2 3 года.
Эмейское направление
Третье направление в Кунг-фу - Эмейское, включает более 60 стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном искусстве.
Название направления связано с территориальным расположением Эмейских гор, находящихся неподалеку от провинции Сычуань, где издревле располагалось большое количество и даосских и буддийских монастырей.
Наиболее известными являются 8 эмейских стилей (4 малых и 4 больших), объединяющих северные и южные школы Кунг-фу.
Обучение Кунг-фу
По традиции классическое Кунг-фу требует длительного и систематического обучения и занимает в среднем около 15 лет.
Первые пять лет отрабатываются базовые движения, основная техника, включающая удары и блоки, а также закаляется дух и тело ученика.
Следующие пять лет отводятся на закрепление приемов и их комбинаций, овладение стратегией и тактикой боя, а также практикуется работа с различными видами оружия и противоречия вооруженному противнику.
И наконец, после завершения предыдущих этапов следующие пять лет отводятся на развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиции школы, изучаются нестандартные приемы, развиваются экстрасенсорные навыки, практикуется искусство точечных ударов, и реанимации.
В соответствии с китайской и даосской философией человек, порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов и начал Инь - Ян.
Обучение Кунг-фу предполагало комплексное развитие психических и физических способностей занимающихся и непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика изменения окружающего мира.
Основы Кунг-фу
Система воспитания основывалась на овладении тремя основами Кунг-фу:
а) Осмысленным движением и позами;
б) Правильным дыханием;
в) Особым состоянием ума.
Особенностью обучения можно также считать, что психофизической подготовке в обучении отводилось не менее 85 % времени занятий, в то время как непосредственно физическим тренировкам только 15%.
Важнейшим разделом обучения являлась работа со стихиями (первоэлементами). Выполняя специальные комплексы, ученик не просто учился видеть все жизненные процессы через призму пяти первоэлементов и сил Инь - Ян, но также приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться на скользком льду и в воле, прыгать по деревьям и лазить по скалам.
По принципу пяти первоэлементов также классифицировались виды кулачного боя и оружия.
Знание принципов, владение арсеналом школы, тактикой и стратегией, давало возможность противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно как огонь плавит металл, а вода тушит огонь.
Упражнения по работе со стихиями:
Практически во всех направлениях Кунг-фу присутствует практика работы со стихиями, состоящими из упражнений сформированных применительно к каждому первоэлементу:
Дерево
Работа с этим элементом предусматривает статические упражнения типа: смотреть на листву, кору, обнимать дерево, висеть или подтягиваться на ветках. Динамические упражнения предполагают лазанье по деревьям, удары по стволу, пробивание и раскалывание досок, хождение на ходулях. А также комплексы упражнений с копьями, палками, и т. п.
Огонь
Работа сданным элементом строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией. Первый этап предусматривает упражнения по привыканию к этой стихии. Например, хождение по горящим углям, прыжки через огонь, тушение огня руками, глотание огня, держание горящего огня в ладонях, Обжигание различных частей тела. На следующем этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи, ударами рук, ног и т.п.
Земля
Работа с этой стихией строится на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: падения, кувырков, ползания, подкаты на различных видах земного грунта. Также существует практика, когда для того, чтобы ученик смог чувствовать данный первоэлемент, его частично или полностью закапывают в землю. Развитию техники также способствуют упражнения - тесты по разбиванию черепицы, каменных блоков и кирпичей.
Металл
Работа с этим первоэлементом предполагает выполнение упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, резание, сверление, концентрация, рубка. Также отрабатывается навык преодолевать препятствия из металла в виде гвоздей, ножей, сабель и т.п.
Вода.
Познание данной стихии осуществляется в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), ледяная вода и лед. Практика взаимодействия со стихией также включает навык использования воды как средства массажа и закаливания. Целью работы с данным элементом является обретение навыка: действовать в иной среде, легко выдерживать перепады температур, регулировать дыхание под водой. Практика взаимодействия с данной стихией также включает упражнения по разбиванию плавающих в воде ледяных глыб и досок.
Цигун
Неотъемлемой частью работы со стихиями является практика Цигун (ци - энергия, гун - работа), которая разделяется на статический, динамический, статике-динамический, а также на жесткий - мягкий, легкий - тяжелый Цигун.
Основная задача Цигун в боевом искусстве является - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде.
Также Цигун применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником.
В настоящее время известны около 600 различных видов Цигун, но наиболее распространены следующие: "8 кусков парчи", "Трактат об изменении мышц", "18 упражнений "Эмейский Цигун", "Цигун Белый Журавль".
Суть боевого искусства
В древнекитайских трактатах, в поэтической форме описывается суть боевого искусства, которое включают в себя:
4 способа ведения боя. Это - удары руками, ногами, броски, захваты и освобождения от захватов.
12 принципов движения тела, рук и ног.
Движения должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел.
8 требований. Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты; глаза - быстрыми, как молнии; поясница - гибкой, как змея; стойка - прочной, стоять, следует словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно быть глубоким; сила - целенаправленной; мастерство - совершенным.
6 соответствий
Движение может осуществляться видимым способом и в воображении (внутренним способом). Тело должно быть единым целым, за движением верхней части тела обязательно должно следовать движение его нижней части.
Причем производятся они в следующем порядке:
а) плечи - бедра;
б) локти - колени;
в) кисти - стопы.
Одновременно с внешним происходит внутреннее движение в
соответствии со следующей системой связей:
а) сердце - мысль;
б) мысль - энергия;
в) энергия - сила.
А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению мастера.
О трех звеньях
В древнекитайских трактатах, описывающих комплексах боевых искусств принято деление тела и его составных частей на три части:
1 Тело: руки (кисть, локоть, плечо) - верхнее звено ("верхушка") отождествлено с Небом;
2 Туловище (голова, сердце, область даньтянь) является средним звеном ("сердцевина");
3 Ноги (стопа, колено, бедро) - нижнее звено ("корень") соответствует Земле.
Все звенья связаны между собой. В движении это выражается следующим образом: "Верхушка" увлекает за собой "сердцевину", за ними следует "корень".
Иными словами, сначала Мысль, затем Энергия и лишь потом ноги, то есть само Действие.
О четырех представителях
Правило четырех представителей позволяет в течении нескольких секунд, по внешним признакам определить состояние организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам.
Согласно древнекитайскому учению волосы представляют кровь. Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки.
Ногти - показатель связок и сухожилий. Если ногти крошатся и ломаются, существуют проблемы со связками и сухожилиями.
Зубы - отражение состояния костей.
Язык дает представление о мышцах. Если язык ослаблен и у человека нечеткая речь - значит, мышцы следует укрепить.
8 способов движения тела
Несмотря на кажущееся многообразие приемов в Кунг-фу существует только восемь способов движения - это:
Поднимание - Опускание;
Наступление - Отступление;
Опрокидывание - Уворачиваиие;
Сжатие - Распрямление.
Основываясь на Концепции Инь - Ян и Принципах Пяти первоэлементов движения следует делать в соответствии со следующими правилами:
Подниматься следует - двигаясь поперек, а опускаться - вдоль. Наступать на соперника надо низко, а отступать - в высоких стойках. Опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо - если защищаещь бока. Сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться - с мощностью прыгающего тигра.
8 принципов ведения боя
Тактика Кунг-фу включает в себя следующие правила и соответствующие им понятия.
Следование - опережение контратакой действий противника.
Давление - нанесение серии ударов за короткий промежуток времени.
Обман - использование уверток, финтов, уклонов. Каждый удар должен быть неожиданным для противника, надо показывать вверх, а бить вниз; повернувшись влево, уйти обязательно вправо.
Отскок - резкий уход в сторону, за спину противника.
Опережение - внимательно наблюдая за внешним обликом противника и разгадав его намерение, перейти к атаке, надо предотвратить ее опережающим ударом, криком, финтом или подобными действиями.
Ускользание и нападение на противника только сзади или сбоку, но ни в коем случае не атаковать в лоб.
Удар - использование основных способов атаки в комплексе.
Соизмерение - определение соотношения двух противоположных начал в тактике боя. Например, если атакующий применяет "рубящие" удары, а им соответствует первоэлемент металл, то нужно отвечать "пушечными" ударами, которым соответствует огонь. Как огонь плавит металл, так и победа ждет избравшего верный ответный удар.
Кунг-фу - представляет собой единую систему древних знаний, получить которые невозможно из книг.
Передача знаний происходит от носителя знаний к человеку, готовому эти знания принять, от учителя к ученику, от сердца к сердцу.
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер