Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Местом возникновения Кобудо считаются острова архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония), при этом существенное влияние на Кобудо оказала шаолиньская ветвь китайского Кунг-фу - Цюань-фа, характерной чертой которой было сочетание искусства рукопашного боя и техник предполагающих использование оружия.

КОБУДО

Существует мнение, что японские и окинавские стили Кобудо – это лишь часть древних китайских традиций, с успехом заимствованных и адаптированных под особенности практикуемых стилей.

Главной особенностью отличавшей Кобудо от китайского Цюань-фа можно назвать большую жёсткость, которая требовалась при схватке с воином, защищенный доспехами, рассчитанными на реальный удар меча, копья или стрелы, а также особенности используемого оружия.

Так основным оружием Цюань-фа является шест, основным оружием Кобудо – самурайское оружие и орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого быта жителей архипелага Рюкю.

Относительно возникновения Кобудо существует несколько версий.

Предметом спора является именно оружие.

С одной стороны считается, что Кобудо - боевое искусство простолюдинов, возникновение которого во многом обусловлено действовавшим в древности на Окинаве запретом простолюдинам иметь или использовать какое-либо оружие.

Считается, что именно этот запрет послужил стимулом для формирования и развития боевого искусства, использовавшего приемы обращения с орудиями труда, превращающих их в грозное оружие.

С другой стороны – в Кобудо используется самурайское оружие, что делает боевое искусство привилегией исключительно высших слоёв общества, доступ к которому был запрещен для представителей низших сословий.

Также существует версия, что Кобудо возникло, в результате противостояния безоружных жителей Окинавы с вооружёнными самураями.

Так как орудия труда по своим возможностям значительно уступали воинскому оружию того времени, противостояние с их использование было возможно только за счет совершенствования технических приемов, что вероятно и стало толчком формирования и развития нового боевого искусства.

Оружие Кобудо

Кобудо насчитывает около 30 видов различного оружия от самурайских мечей до экзотических предметов, таких как  веера и мужские и женские заколки.
При этом оружие с которым наиболее часто практикуются мастера Кобудо всего 5 видов.
Основными видами оружия в Кобудо являются: шест ("Бо" или "Кун"), серп с изогнутым лезвием ("Кама"), палка на рукояти ("Тонфа"), трезубец с удлиненным средним концом ("Сай") и Нунчаку.
Мастера Кобудо практикуют использование всех основных видов оружия, а также технику боя без оружия против вооружённого противника.
Оружие в Кобудо может использоваться как одиночно, так и парно.
 
Основные виды оружия Кобудо:
Бо (Шест) — является наиболее распространенным оружием. Существуют несколько видов длины шеста. Основной является длина в шесть сяку (около 182 см).
Тонфа (или Туйфа) — палка с поперечной рукоятью, изначально являвшейся рычагом для вращения жерновов ручной мельницы.
Данное оружие можно назвать уникальным и присущим только окинавским боевым искусствам.
Тонфа используется в парном варианте для обеих рук, что дает возможность создавать большое количество комбинаций из сложных зацепов, подставок перехватов, что позволяло противостоять несколькими вооруженными противниками
Тонфа изготавливаются из тяжелой твердой древесины, что позволяет выдерживать удары меча.
Техника обращения с Тонфа, предусматривает работу с зажатыми в кулаках брусками, что практически полностью повторяет базовую технику блоков и ударов окинавского Каратэ.
С древних времен особым мастерством в изготовлении и применении тонфа отличался район Цукэнситахаку на Окинаве и близлежащий остров Хамахига, что нашло отражение в наименовании одной из самых популярных ката – Хамахига-но-тонфа.
Также следует отметить, что в наше время Тонфа-Дзюцу входит в программу ряда школ традиционного Каратэ в качестве обязательного раздела.
Сай — стальной трезубец, с длинным, до 40 см, центральным клинком.
Традиционно на Окинаве Сай изготавливался из одного цельнокованого куска металла.
По некоторым данным прообразом Сай послужил один ритуальный трезубец, религиозный атрибут и один из символов буддизма.
Существует также версия, что Сай – это древний инструмент для рыхления почвы. Сай также является парным оружием.
При этом мастера, как правило, носили сразу три сай – два для фехтования обеими руками, и один в качестве запасного либо метательного оружия.
Как и Тонфа-Дзюцу Сай-Дзюцу входит в обязательный раздел обучения большинства старых школ окинавского Каратэ.
Проект "Беседы с Сенсеем". Боевые искусства мира
Техника работы с Сай требует силы и гибкости кистей рук и строится во многом на переходах клинка с прямого на обратный хват через приворот вокруг большого пальца, чем объясняются плавные изгибы и пропорции боковых зубцов (усов Сай), которые позволяют захватывать и блокировать любое оружие противника.
Наиболее часто применяемыми атакующими приемами, при использовании Сай,  являются тычковые удары, а также мощные круговые выбросы изнутри наружу, что соответствует базовому обратному хвату, применяемому в окинавском Каратэ.
Кама - классический боевой серп, хотя и считается менее распространенным, по сравнению с Сай, оружием, тем ни менее является самым эффективным оружием после меча.
Также Кама является излюбленным оружием в Ниндзюцу.
Кама представляет собой крестьянское орудие труда в чистом виде, без каких-либо модификаций и дополнений в конструкции.
Окинавский Кама не похож на европейский серп, а скорее напоминает миниатюрную косу для одной руки.
Арсенал технических приемов работы с Кама чрезвычайно разнообразен, при этом базовый принцип является неизменным – передняя рука отводит орудие противника в сторону, а другая рука в этот момент атакует круговым движением.
Таким образом, поражающее действие Кама заключается в мощном ударе концом острия серпа или в подрезающем ударе лезвия.
Особенностью Кама является возможность серпов обходить препятствия, что делает чрезвычайно трудным блокирование их ударов.
В Ниндзюцу Кама была некоторым образом модернизирована: к серпу была добавлена цепочка с грузом на конце, в результате такого преобразования оружие получило наименование Гусари-Кама.
Гусари-Кама невозможно было использовать в паре, однако появились новые технические приемы его использования, например, серп можно было раскручивать широкими круговыми движениями, поражая всё с чем он соприкасался на значительном расстоянии, также цепью можно было спутывать ноги и руки противника.
Кроме того, помимо боевого применения, Гусари-Кама использовалась ниндзя в качестве дополнительной точки опоры, или, как вбрасываемый наверх якорь.
Неоспоримым преимуществом Кама перед другими видами оружия является его компактность, что позволяет легко маскировать серпы в одежде.
Кама, Гусари-Кама не встречаются более нигде в мире. Подлинных мастеров Кама-Дзюцу крайне мало в связи с чем обучение искусству крайне затруднительно.
 
Нунчаку — представляют собой две палки длиной около 34 см, соединенные цепью или верёвкой длиной около 10 см.
Классические окинавские Нунчаки – это восьмигранные палки с небольшим конусным сужением от конца вовнутрь, соединенные тонким шелковым шнурком.
Нунчаку с цепью были гораздо тяжелее из-за веса самой цепи, а также массивных стальных или бронзовых колец, которые необходимо было насаживать на концы брусков для баланса.
Эффективность таких Нунчаку по была особенно заметна при противодействии холодному оружию, так как цепь позволяла захватывать ножи и любые колюще-режущие предметы, способные перерезать шнурок, кроме того цепь позволяла формировать намного более жесткий захват руки противника – вплоть до перелома.
Относительно того, что стало прототипом Нунчаку существует несколько версий, по одной – это был цеп для обмолота риса, по другой конские удила.
Нунчаку является одним из наиболее известных в массовых кругах инструментов Кобудо, во многом благодаря фильмам с участием Бруса Ли.
Массовое увлечение данным оружием стало причиной признания уголовными кодексами многих стран Нунчаку – холодным оружием.
Так законодательство Российской федерации относит Нунчаку к предметам ударно-дробящего действия, предназначенным для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Эффективность Нунчаку находится в прямой зависимости от степени владения данным оружием.
Так человек, впервые взявший Нунчаку с большой вероятностью причинит больший вред себе, чем противнику, однако Нунчаку в руках мастера значительно превосходит любые типы холодного оружия и способно отрезвить нападение любого агрессора, первым же ударом в вдребезги разбив кисть вооруженной руки.

Техника Нунчаку, условно разделена на китайскую, для которой характерна виртуозная ловкость и скорость, и окинавскую, особенностью которой являются жесткие, лаконичные, тычковые удары, захваты, удушения с забросами шнурка вокруг шеи и другие варианты ближнего боя.

Различие в технике обусловлено историческими условиями развития боевого искусства.

Так ведение боя на средних и дальних дистанциях с вооруженным мечом самураем было смертельно опасно.

Эффективными в таком случае могли быть приемы ближнего боя с отведение клинка и захватом цуки.

Ни один из стилей владения Нунчакой не уступает другому, и предпочтение в выборе стиля, как правило, зависит от личности мастера, его индивидуальных особенностей, а не от нюансы техники.
Разница между действительным и мнимым мастерством Нунчаку проста и очевидна и заключается в отсутствии у последнего четко поставленного удара, не говоря уже об умении блокировать противника.
Реальная техника  владения Нунчаку требует длительной, вдумчивой и регулярной тренировки, и с открытыми глазами, и вслепую, тщательной прорабатки кистевых движений.
При этом истинная мощь Нунчаку раскрывается только в случае овладения навыком концентрировать удар в конкретной точке и ощущении тандэна.
Техника обращения с различными разновидностями, как бытовых предметов, превращенных в оружие, так и классического самурайского оружия была доведена японцами до совершенства, что в итоге и являлось причиной возникновения феноменальных по эффективности боевых систем описанных выше, а также таких систем, как:
Сюрикэн-Дзюцу (искусство метания предметов),
Танто-Дзюцу (работа с ножами),
Яви Ра-Дзюцу (работа с короткой ладонной палочкой),
Тэкко-Дзюцу (работа с кастетами),
Ходзё-Дзюцу (искусство связывания противника) и многое другое.

Современное Кобудо

К настоящее время Кобудо активно развивается, как вид спорта.
Существует достаточно большое количество школ, проводятся соревнования.
Наиболее часто можно встретить соревнования по Кобудо, проводимые  в 4 дисциплинах:
Поединки  в стиле «Ниппон Кэмпо», представляющие собой контактные поединки, проводимые в  особой защитной экипировке и включающие в себя ударную технику, а также технику бросков, заломов и удержаний.
 
Соревнования по «Таухо-дзютсу», представляющие собой технику самообороны демонстрируемую в паре.
 
Ката, демонстрирующие технику с разными видами оружия.
 
Соревновательные поединки с Нунчаку.
Обучение спортивному Кобудо, как правило, состоит из восьми ступеней и включает в себя обретение навыков от начального уровня до овладения техникой реального боя с оружием
В России существуют законодательные ограничения связанные с изготовлением, владением и использованием оружия, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно статьей  222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», статьей 222.1 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств», статьей 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия».
Ответственность, предусмотренная законом устанавливается в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния.

В древности считалось, что -

невозможно достичь успеха в одном, игнорируя все остальное

Истинный мастер должен быть универсалом, владеющим и техникой рукопашного боя и техникой боя с оружием и защиты от него.

Также ключевым моментом окинавского Кобудо являлся принцип:

 

«Поднял руку – убей!»

 

В древности не существовало понятия «Победа по очкам», и, как правило, поединок двух мастеров заканчивался либо смертью, либо увечьями одного из них.

Принцип «Поднял руку – убей!» - во многом способствовал воспитанию вежливости и миролюбия в отношениях между людьми, мотивируя их пристально следить за своими поступками, речью и поведением.

 

В древнем трактате Дао Дэ Цзин сказано:

 

«Тот, кто умеет сражаться, не дает волю ярости.

Тот, кто умеет побеждать, не вступает в схватку»