Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Каратэ

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

История формирования современных стилей Каратэ

Оккупация Окинавы японскими войсками, в также запрет любых военизированных объединений на оккупированной японским войсками территории острова Окинава, по некоторым данным стал причиной создания тайных школ, практиковавших использование приспособлений для отработки ударов - макивар, а также специальных упражнений - ката, позволявших совершенствовать технику рукопашного боя без помощи партнера.

Столкновение окинавских крестьян с представителями власти - японскими самураям, опытными профессиональными воинами, оставляло крестьянам мало шансов на победу. В живых можно было остаться, только убив противника, нанеся упреждающий удар. Именно тогда возник лозунг: "Ик-кан хиссацу" "Одним ударом наповал" и техника нанесения неожиданного и смертельного удара голыми руками.

Относительно возникновения термина "Каратэ" существует несколько версий. По одной из них термин в 18 в. ввел в обращение окинавский мастер боевых искусств Сакугава, который по возвращении из Китая, где изучал шаолиньский цюань-шу, а также бо-дзюцу‚ основал школу Каратэ-до Сакугава.

Изначально, термин "Каратэ" состоял из двух иероглифов "кара" (китайский) и "тэ" (рука). Таким образом, сочетание иероглифов означало "китайская рука".

Позднее, в первой половине 20 в. по инициативе знаменитого мастера боевых искусств и учителя каратэ Гитина Фунакоши иероглиф "кара" - "китайский" был изменен на иероглиф сходный по звучанию, но имевший другой смысл, "кара" - "пустой".

Также были изменены наименования многих комплексов формальных упражнений - ката, которые были связаны с именами китайских мастеров боевых искусств.

Таким образом "китайская рука" стала "пустой рукой".

Путь "Пустой руки"

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Гитин Фунакоши объясняя смысл замены, утверждал, что японский иероглиф "кара" означающий "пустой" отражает суть боевого искусства. Во-первых, указывая на то, что оружием служат голые руки и босые ноги. Во-вторых, отражая суть цели, которую ставят перед собой практикующие Каратэ - это не просто освоение системы самозащиты, но и формирование внутренней пустоты, чистоты сердца и внутренней свободы от эгоизма и Тщеславия.

Гитин Фунакоши прошел обучение практически у всех известных окинавских мастеров боевых искусств, живших в его время и на основе наиболее эффективных методов боя, практиковавшихся в Окинаве, создал собственный стиль, который назвал Сётокан.

"Сётокан" можно перевести, как "дом среди сосен, колышущихся от ветра". Использование такого термина, вероятно связано с литературным псевдонимом Фунакоши "Сёто".

Кроме того Гитин Фунакоши добавил к Каратэ дополнение "До", что означало "Путь" и требовал использовать именно наименование "Каратэ-До", подчеркивая, что "Каратэ-До " является не просто системой рукопашного боя, но и боевым искусством, включающим в себя не только физическое, но и духовное развитие и совершенствование практикующего.

Фунакоши считал, что Каратэ-До - это Путь, движение по которому продолжается всю жизнь, это образ жизни, в котором практика боевого искусства направлена на установление гармонии духа и тела, а также установление гармонии человека с миром, который его окружает.

Формы Каратэ

Если рассматривать Каратэ, как спортивное единоборство, следует выделить три основные форм:

- ката - формальные упражнения

- кумитэ - свободный поединок

- тамэшивари - разбивание предметов

Ката

Ката -  это формализованные техники, включающие в себя стойки, передвижения, защитные и атакующие боевые приемы, которые выполняются в определенной последовательности, темпе и с определенной степенью напряжения, в зависимости от выполняемой ката.

Ката имитирует поединок с воображаемым противником.

Выделяю четыре элемента ката: Бункай (анализ и объяснение ката), Оё (применение ката), Хэнка (вариации), Какуси (скрытность).

Кумитэ

В Кумитэ, в отличие от ката предполагается поединок (спарринг) с реальным противником.

Существуют несколько видов кумитэ в зависимости от того насколько заранее определена последовательность выполняемых действий.

Также кумитэ разделяется по степени контакта на бесконтактное, полуконтактное и полностью контактное.

Тамэшивари

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Тамэшивари (разбивание предметов) представляет собой испытание как физической, так и духовной силы.

Тамэшивари позволяет освоить важнейшие элементы техники, определить ошибки, которые допускает ученик при выборе дистанции или формы, а также ошибки при выполнении кимэ.

Кроме того Тамэшивари способствует развитию и концентрации внутренней энергии, веры в свои силы, а также осознанию и развитию духовной силы.

 

Цель Тамэшивари - закалка тела и духа, и эта цель, считается оправданием совершаемого акта разрушения.

Система поясов и степеней

Система степеней в Каратэ делится на:

- "Кю" ученические степени (номер кю уменьшается с ростом мастерства), и

- "Даны" мастерские степени (дан возрастает в зависимости от уровня мастерства).

В зависимости от стиля Каратэ общее количество Кю и Данов отличается, по в большинстве стилей - равно десяти.

Внешним атрибутом степени (ученической или мастерской) - является пояс, называемый в Каратэ "Оби".

Помимо прямого назначения пояса - удерживать куртку каратиста "Ги" запахнутой, пояс несет в себе символическое значение, указывая на уровень мастерства. В подавляющем большинстве стилей Каратэ более тёмный цвет пояса означает более высокую степень (цветные пояса предназначены для ученических степеней, черные - для мастерских).

Существует легенда, что много лет назад в окинавских школах существовала градация поясов, цвет которых объявлялся таким образом:

- Белый - ученик только приступил к занятиям, его пояс чисто белый

- Жёлтый - ученик длительное время отрабатывал технику и его пот окрасил пояс в желтый цвет

- Красный - ученик приступает к тренировкам в кумите и его пояс становится красным от пролитой крови от пропущенных и нанесенных ударов

- Коричневый - ученик долгое время тренируется в кумитэ и кровь запекшаяся на его поясе окрашивает пояс в коричневый цвет

- Чёрный - ученик занимается каратэ так долго, что его пояс чернеет от времени, и ученик становится мастером.

- Белый - чёрный пояс мастера за долгие годы практики выгорает на солнце и вновь становится белым. Таким образом, мудрость стремится  к началу - то, к чему приходят с годами, лежит в самом начале обучения.

Современные стили Каратэ

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

В настоящее время существует несколько сотен стилей и школ Каратэ, в основе которых лежат четыре наиболее крупных стиля Каратэ-До:

Годзю-рю.

Основатель Тёдзюн Мияги. Стиль включает в себя технику южно-китайского ушу. Сочетает высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткую и мягкую технику). В основе стиля лежит техника ближнего боя, эффективное сочетание ударной техники (в т.ч. удары локтями, коленями), бросковой техники и техники захватов. Стиль Годзю-рю обладает высокой энергетической направленностью и особой боевой эффективностью в рамках замкнутого пространства.

Сито-рю.

Основатель Кэнва Мабуни. Стиль является одним из старейших стилей Каратэ, наиболее близким к древним окинавским стилям. Стиль также называют "гимнастическим" каратэ. Особое внимание уделяется выполнению ката, при этом признается также важность как кумитэ, так и тамэшивари.

Для тактики ведения боя характерны следующие принципы:

- Уход с линии атаки в сторону или разворотом;

- Перенаправление атаки противника отводящей или круговой защитой (мягкое блокирование);

- Удары с использованием максимальной силы, выполняемые неожиданно (Жесткое блокирование);

- Защита с использованием встречных (контратакующих) ударов;

- Мгновенный вход в зону нанесения удара и мгновенный отход на безопасную дистанцию после удара.

Сётокан (Шотокан или Шотокан-рю).

Основатель - Гитин Фунакоши. Суть стиля заключается в предобразовании Каратэ из жестокого искусства рукопашного боя в средство физического и духовного развития человека. В основе стиля лежат низкие и широкие стойки, жёсткие блоки, мощные и реверсивные удары руками с использованием корпуса, линейные перемещения и линейное приложение силы. Основополагающим принцип Сётокан является удар -"иккэн-хисацу" (одним ударом - наповал). Важнейшим элементом стиля являются 26 ката, которые считаются классикой Каратэ-до.

Вало-рю.

Наименование термина можно перевести, как "Школа мирного пути". Основатель - Оцука Хиронори. Основой стиля является принцип "мягкого" контакта с противником за счет отводящих ударов, а также неожиданные силовые удары с уходом с линии атаки, выведение из равновесия противника.

 

Одним из наиболее жестких и сложных стилей современного Каратэ является - Киокушинкай.

Киокушинкай (Кёкусинкай)

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Основатель - Масутацу Ояма.

Термин Киокушинкай можно перевести, как "Общество Абсолютной Истины".

Киокушинкай является одним из самых трудных и жёстких современных стилей Каратэ. Стиль основывается на древних воинских традициях Японии, кодексе и духе Бусидо.

Стиль Киокушинкай завоевал титул "сильнейшего каратэ" в первую очередь благодаря своему основателю, величайшему мастеру и популяризатору Каратэ Ояме Масутацу.

В Киокушинкай Каратэ возродилось, как воинское искусство. Поединки в Киокушинкай ведутся в полный контакт и без защитного снаряжения (перчаток, протекторов, шлемов). Единственным ограничением является запрет наносить удары в голову руками.

Ояма считал, что для того, чтобы достичь успеха в Каратэ в качестве бойца, человек должен сталкиваться с реальной опасностью и побеждать, так как не существует вещей, в которых совершенство можно достичь только на базе теории.

По мнению Оямы, инструкторы Каратэ, которые сами ни разу не участвовали в боях, подобны учителям танцев и они не способны обучить воспитанников духу Каратэ.

Ояма участвовал в многочисленных схватках с ведущими мастерами различных направлений боевых искусств (боксерами, борцами, дзюдоистами), из которых неизменно выходил победителем. Также он участвовал в схватках с дикими животными, в том числе в разное время провел показательные бои на арене с 52 разъярёнными быками, из которых у 48 отрубил рога голыми руками, а трех убил насмерть.

Однако сам Ояма считал, что сила в Каратэ - это не более чем верхушка айсберга, только видимая часть.

Ояма говорил, что "Каратэ это Дзэн, а Дзэн -это Каратэ".

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

На вопрос, как понять, что такое Дзен, Ояма отвечал:

"Обучитесь нескольким приемам Каратэ с чистым сердцем и искренним намерением. Если вы сделаете это, то противник перестанет существовать для вас.

У вас не будет больше ни врагов, ни союзников. Победа или поражение перестанут иметь значение.

Вы достигнете успеха перейдя в состояние Дзэн…".

Ояма считал огромной ошибкой утверждение философов, что Дзэн является чем-то неясным, а также их утверждения о трудностях в обучении мировоззрению Дзэн.

Ояма говорил, что Дзэн существует вокруг нас и внутри нас.

Его истинное величие состоит в его доступности.

Ояма называл Дзэн полным единством тела, намерений и души и именно это единство является путем к обретению человеком гармонии и совершенства.

Ояма говорил, что истинное Каратэ - это не военизированная гимнастика, это боевое искусство, которое требует жестких и упорных тренировок. Каратэ развивает физическую силу, но это не цель.

Цель Каратэ - сосредоточение на совершенствовании и духовном росте. Занятия Каратэ не только делают воспитанников более сильным и ловким.

Каратэ Меняет личные качества человека, развивая его самосознание.

Управление телом в Киокушинкай

Ояма считал одним из важнейших факторов Каратэ - физические тренировки, укрепляющие тело, развивающие скорость, ловкость, координацию. Именно совершенством приемов, а также использованием древних техник для отработки ударов (тренировочных манекенов, связок из жгутов соломы), во многом объясняется мощь Киокушинкай.

Однако, по мнению Оямы, другим не менее важным фактором, является полное единства души и тела, которое достигается за счет изменения конкретных систем организма в процессе режима тренировки. Ояма называл три аспекта приводящих к такому изменению:

- регулирование дыхания;

- управление танденом (область живота, 4 см ниже пупка, физический центр тяжести человека) через регулирование дыхания;

- практика созерцания.

Ояма был уверен, что человек, объединивший дух и тело, не будет чувствовать разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Двойственность и противоречия перестанет существовать и человек сможет воспринимать все вещи такими, какие они есть.

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Укрепление тела, являющегося вместилищем души, способствует такому единению. Регулирование дыхания, укрепления тандена и концентрация сознания в тандене приводит к достижению физического и духовного единства, что является важнейшей целью Каратэ.

Ояма считал Каратэ активным (живым) Дзэном, а обучение боевому искусству - кротчайшим путем к просветлению и овладению общим состоянием Дзэн.

Отреченное состояние освобождения

В своей книге "Философия каратэ" Ояма описывает опыт достижения углубленного духовного единства, через сосредоточение и концентрацию, который он пережил через 18 месяцев напряженных физических тренировок в уединении и созерцания в Дза-дзэн.

Ояма назвал это состояние "отреченным состоянием освобождения".

Войдя в отреченное состояние освобождения, Ояма мог видеть все движения противника и реагировать на них моментально, не раздумывая. Ояма считал, что в таком состоянии человек способен справиться с любым нападением. Независимо от того, как движется нападающий, тело реагирует быстро и точно

Пережив "отреченное состояние освобождения" и научившись входить в него в нужный момент,

Ояма осознал, что люди больше не являются его соперниками.

Тогда он решил испытать свою силу на быках...

Достижение "отреченного состояния освобождения", как писал Ояма, является следствием, а не целью длительных и упорных тренировок, важнейшим аспектом которых является сосредоточенность на одной точке, вследствие чего человек может достичь состояния духовного единства, в котором мозг свободен и способен действовать без ограничений.

В таком состоянии не существует преград. Человек становится единым с миром, достигая Абсолютной Гармонии.

В этом и есть суть Философии Каратэ.