Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

КАЛАРИПАЯТТУ

Боевые искусства мира. Проект "Беседы с Сенсеем"

Каларипаятту - является древнейшим из всех существующих боевых искусств.

Описания принципов боя содержатся в трактате «Асата вадиву», а сведения о нервных узлах и жизненно важных точках тела, используемых в Каларипаятту -  в «Марама - сутрах».

Также в индийских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» упоминается боевое искусство под названием «Дханурведа».

Некоторые мастера утверждают, что Дханурведа и есть Каларипаятту.

Термин «Каларипаятту» можно перевести как «Бой в священном месте» («Калари» означает «священное место», «Паятту» — «бой, сражение»).

Практики боевого искусства с древних времен проходили в храмах Калари, согласно легенде специально построенных брахманами для занятий и поединков Каларипаятту.

Во всех храмах Калари в обязательном порядке располагались алтари для жертвоприношений божествам в соответствии с индуистскими традициями.

Храмы Калари включали в себя небольшие по размеру залы с земляным полом и деревянными стенами, сильно утопленными в землю и расположенными определенным образом в соответствии со сторонами света.

 

Отличием Каларипаятту от других боевых искусств, является то, что Каларипаятту обучались не воины (кшатрии), а члены высшей касты индуистского общества - жрецы, священнослужители (брахманы).

 

В Каларипаятту различают два основных стиля:

Северный стиль, изобилующий сложной акробатикой, требующий отличной гибкости и высоких прыжков, а также практикующий атаки по разным уровням, и

Южный стиль, в основе которого лежат тяжелые удары, работа с оружием, а также удары по болевым точкам.

Обучение Каларипаятту

Обучение Каларипаятту в обязательном порядке включает изучение ведической астрологии (Джйотиш), Аюрведы и науки врачевания, а также духовные практики и техники самопознания.

Важнейшей частью всего процесса обучения являлся специальный массаж (Узхичили).

Обучение начинается с изучения физических упражнений («Мэйтари» или «Майпаятту»).

Упражнения, включенные в подготовительный комплекс предназначены для укрепления и физического развития тела и включают в себя 12 комбинаций, состоящих из шагов, поворотов, прыжков и наклонов.

Боевые искусства мира. Проект "Беседы с Сенсеем"

Основное упражнение комплекса представляет собой серию прыжков с подтягиванием полностью выпрямленных ног вверх – вперёд так, чтобы колени коснулись тела.

Каждая последующая комбинация сложнее предыдущей.

В современном Каларипаятту принято различать два вида упражнений: индивидуальные упражнения (Паят Калари) и поединки в парах (Анкам Калари).

Обучение самому боевому искусству (технике боя) начиналось только после полного овладения учеником физическими упражнениями.

К обучению допускались только те ученики, которые, по мнению учителя (Ашана) являлись достойными этого и ни при каких обстоятельствах не должны были использовать свои навыки в дурных целях.

 

Обучение боевому аспекту Каларипаятту начиналось с практики использования деревянного, а затем и традиционного металлического оружия.

Ученик, прошедший данную стадию обучения, становился  практически неуязвимым для противников, независимо от их вооружения и количества.

Только после овладения техниками боя с оружием ученик приступал к последнему этапу обучению — «Верун Кай Тари», традиционной системе защиты и нападения со свободными руками.

Именно рукопашный бой без оружия является высшей стадией обучения в Каларипаятту.

Завершающей же стадией обучения, к которой допускались только самые преданные и достойные ученики, являлась передача знаний о «108 точках жизни и смерти» на теле человека и способах воздействия на них.

Данной стадии достигали только те избранные ученики, которые многократно подтверждали свою преданной учителю, а также доказавшие, что искусство не будет использовано или в дурных целях.

 

Характерными, как для обучения, так и для совершенствования в Каларипаятту считаются ежедневные практики — Садханы, целью которых  является приобретение выдающихся способностей тела и характеристик тела.

Таких практик в Каларипаятту четыре – садханы для рук (Кай Сдахакам), садханы для ног (Каль), работа прыжками путем работы над дыханием (Пакар Чакаль), работа над гибкостью и силой тела (Мэй Садхакам).

Техника Каларипаятту

Боевые искусства мира. Проект "Беседы с Сенсеем"

Технический арсенал Каларипаятту универсален и включает в себя различные удары кулаками, ладонями, локтями, ступнями, коленями, головой и другими частями тела.

Также для Каларипаятту характерны многочисленные броски, захваты и удержания.

Многие техники Каларипаятту имитируют поведение животных, что позднее было заимствовано другими боевыми искусствами, возникшими позднее, в том числе китайским Кунг-фу.

Техническая система Каларипаятту включает в себя 250 основных элементов защиты и нападения, 160 захватов, блокировок, бросков, способы ухода от нападения.

Оружие в Каларипаятту

В древности в практиках Каларипаятту использовалось деревянное и металлическое оружие («Анган Тхари»).

В качестве деревянного оружия использовались шесты, палки и дубинки различной длины, например, Кеттукари - тонкие и прочные бамбуковые шесты длиной примерно 2,7 метра, тренировка с которым помогала в овладении копьём, и Черувати - жёсткие и лёгкие бамбуковые палки длиной примерно 0,7 метра, удары которыми наносятся со скоростью до 100–120 ударов в минуту. Черувати используются в атаке и в защите.

Также для тренировок, упражнений и поединков использовались толстые тяжёлые дубинки – Мадзху, с помощью которых достигалось развитие силы, ловкости, координации бойца, а также укрепление общего физического состояния.

На высших уровнях владения деревянным оружием, бойцу становилось доступным Отта - деревянная палка, искривлённая в форме буквы «S». На одном конце Отта была рукоять – на другом - небольшой шарик.

Отта – считается символом Каларипаятту, больше, чем просто оружие.

Помимо огромного количества ударов и уколов, которые могут быть нанесены этим оружием специфический загиб на конце оружия позволяет мастеру «отклонить» защиту противника и нанести удар в любую точку его тела.

Кроме того техника владения Отта насчитывает 18 комбинаций ударов и защит, в отличие от других видов оружия, где количество комбинаций значительно меньше.

В Каларипаятту – Отта является одним из двух «высших» видов оружия (вторым видом «высшего» оружия является – Уруми – гибкий стальной меч).

В качестве металлического оружия в Каларипаятту использовались трезубцы, кинжалы, сабли, пики. Для защиты использовались щиты.

 

Боевые искусства мира. Проект "Беседы с Сенсеем"

Высшим оружием, на ровне с Отто, является Уруми – стальной обоюдоострый меч шириной 2,5 см и длиной примерно 1,5 метра.

Меч был настолько гибким, что воины в древности носили такие мечи обвернутыми вокруг пояса.

Свободное владение Отта и Уруми в Каларипаятту являлось признаком мастерства и позволяло бойцу, в совершенстве овладевшему этими видами оружия носить звание «Гуррукал» - «мастер» или «учитель».

В Каларипаятту традиционно существует несколько форм поединков.

В том числе, так называемый «Бой леопардов» («Пулиям Каппату») – когда оба бойца вооружены щитами и саблями, «Катхиум Тхалаюм» - когда один воин вооружен, а второй безоружен и имеет в руках только кусок ткани, поединок с Уруми, а также поединок безоружных бойцов («Верумкай»), который является самым распространённым видом поединков в Каларипаятту.

Каларипаятту и целительство

Неотъемлемой частью Каларипаятту являются знания Аюрведы и техник массажа. Практически все мастера Каларипаятту являются также знатоками аюрведических практик, массажа и народной медицины.

Массаж в Каларипаятту называется Узхичили и служит для улучшения растяжки и увеличения гибкости тела, а  также оказывает омолаживающее и лечебное действие при многих заболеваниях и травмах. Узхичили проводит сам Гуррукал.

Техника массажа, как и техника боя, передается от учителя к ученику и требует глубокого и тщательного изучения.

Искусства массажа связано с техникой воздействия на болевые точки.

В древнем трактате по Каларипаятту «Марма сутре» описаны 108 болевых точек на теле человека, удары в 12 из которых - смертельны.

Боевые искусства мира. Проект "Беседы с Сенсеем"

Каларипаятту – представляет собой древнейшую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных элементов: искусства боя, Аюрведы, искусства врачевания, практики массажа, астрологии и духовной практики.

Ни одна из частей Каларипаятту не может существовать и развиваться в отрыве от других, во многом потому Каларипаятту считается практикой, развивающей одновременно тело, разум и дух.

Каларипаятту также часто называют боевой йогой, так как целью практики боевого искусства является практика самосовершенствования и всесторонняя работа над собой, а достижение силы, скорости, ловкости и способность противостоять любому противнику является лишь побочным эффектом практики.

Вероятно, поэтому в Каларипаятту нет рангов, степеней и наград.

 

Путь самосовершенствования, которым является практика Каларипаятту -  не может быть измерен и оценен в привычных человеку категориях, так как не имеет ни начала, ни конца.