Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Джиу-джитсу

Создание Джиу-джитсу связывают с именем придворного лекаря японского императора - Акаяма Сиробеи, жившего в 11- 12 веках н.э. и помимо практики врачевания изучавшего восточные, и в частности китайские боевые искусства, а также в совершенстве владевшего древней китайской техникой реанимации, включающими в себя воздействие на жизненно- важные точки на теле человека.

Существует легенда, в соответствии с которой после длительного времени, проведенного в молитвах и медитации, Акаяму Сиробеи постигло озарение.

Прогуливаясь по саду, он увидел, как ветки ивы, сгибались под тяжестью снега и через какое-то время распрямлялись, сбрасывая снег, в то время как крепкие ветки других деревьев попросту ломались.

Озарением была мысль, что гибкость и податливость может победить силу и жесткость.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Так, согласно древней легенде, возник Принцип гибкости, воплощенной Акаямой Сиробеи в первой школе Джиу-джитсу — Йосин-Рю («Школа сердца ивы»).

При создании школы, включающей в себя новый стиль рукопашного боя и особую методику тренировок, Акаяма Сиробеи использовал знания китайской медицины, и, в частности акупунктурных (жизненно-важных) точек, а также знания техник и навыки практического применения приемов китайских боевых искусств.

Спустя год интенсивных тренировок новый стиль был продемонстрирован комиссии императора.

Ученики Акаяма Сиробеи показали абсолютное превосходство в противостоянии, как с безоружными, так вооруженными противниками.

Однако, императорская комиссия утвердила лишь 300 из 3000 приемов, продемонстрированных учениками Акаяма Сиробеи, сославшись на чрезвычайную жестокость большинства из них.

Оригинальная техника Джиу-джитсу во многом обусловлена прикладным аспектом - техники рукопашного боя, практикуемые Китае и Кореи, основанные на ударах были неэффективны против доспехов воинов того времени, в отличие от Джиу-джитсу, чьи оригинальные формы, предполагающие, как броски, подножки, подчески, захваты, удушения, болевые замки на руки и ноги, так и уворачивания и контратаки холодному оружию, были эффективны в поединке с вооруженными и защищенными доспехами воинами.

При этом ключевым элементом техники Джиу-джитцу был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодное положение, схватив за открытые места (шею, руки) на теле противника, где доспех не могли помешать проведению броска или залома конечности.

Ударная техника также применялась, но очень редко, из-за возможности получить травму о доспехи противника.

Позднее с 17-го века в технику Джиу-джитсу были включены различные ударные техники, что связано, во-первых с изменением экипировки военных (отказа от тяжелого оружия и доспех), во-вторых - установлением мира с Китаем, когда китайское военное искусство стало доступно и достаточно популярно в Японии.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Однако количество ударных техник, включенных в Джиу-джитсу было по-прежнему невелико, вследствие высоких энергозатрат, связанных с ударами руками и ногами.

Из китайской ударной техники были заимствованы удары, направленные в жизненно-важные точки тела, и особенно жизненно-важные области выше плеч (что являлось отличительной чертой ранних техниках Джиу-джитсу).

Для данного периода характерны частые бои проводимые бои между различными школами Джиу-джитсу, в которых участвовали профессиональные воины того времени.

Данные поединки заложили основу для практики Рандори (randori) – поединков, представляющих собой свободные единоборства, получившие в последствии развитие в виде боев различных стилей и школ, целью которых было соревнование в мастерстве владения боевым искусством.

Важную роль в развитии Джиу-джитсу сыграл китайский мастер боевых искусств Чэнь Юаньбин, открывший школу воинских искусств для монахов и мирян.

Наиболее известными его учениками были: Миура Еситацу, Фукуно Масакацу и Исокаи Дзиродзаэмон, впоследствии ставшие основателями наиболее влиятельных школ Джиу-джитцу.

Этапы обучения

В древней Японии существовало понятие Мейдзин («Мастер» или «Великий учитель») — человек, прошедший все ступени посвящения и обладающий больше чем физическим мастерством, а также имеющий право присуждать звания своим ученикам.

Мейдзин – обладатель секретных знаний, который мог передать их только лично особо преданным ученикам, прошедшим определенные испытания и доказавших свою преданность школе и лично учителю.

В древних источниках часто упоминаются три термина, характеризующие этапы обучения в классических школах:

Хиден (секретные традиции)

Хидзюцу (секретные искусства)

Окуги (спрятанные тайны)

Первый этап обучения проходил в течение трех-четырех лет.  На данном этапе младшие ученики имели доступ только к «поверхностным» техническим приемам.

На следующий этап обучения, включающий в себя «секретные техники» ученик допускался только тогда, когда освоил технические приемы первого уровня и смог доказать свою преданность учителю. На этом этапе Мейдзин раскрывал ученику истинную сущность технических приемов, делая их действительно эффективным.

Самые преданные и талантливые ученики достигали уровня «менке хайден», что буквально означает «Я ВСЕ ДАЛ». Считалось, что ученику прошедший данный этап обучения, Мейдзин передал все свои знания и такой ученик может наравне со своим учителем преподавать или открыть свою школу.

Позднее древняя система была существенно упрощена и изменена и на ее основе была сформирована система данов (ступеней), первоначально введенная в Дзюдо Кодокан.

Основные понятия

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Джиу-джитсу предполагает, что тело может быть эффективным оружием только тогда, когда оно контролируется спокойным и холодным разумом и непреклонной волей, а любое техническое действие должно «подпитываться» практикой мысленного поиска.

 

Понятие внутренней и внешней силы

В воинских искусствах Японии «сила» обозначается двумя словами — «тикара» (обозначающая мышечную силу) и «Ки» («внутренняя энергия» или «дыхание жизни»).

И только гармоничное использование этих двух сил позволяет мастеру боевых искусств проявлять необычайные результаты, как на физическом, так и на умственном уровне.

 

Центр тяжести (хара, танден)

Первым этапом овладения техникой Джиу-джитцу является осознание хара (тандена), который является энергетическим центром и соответствует центру тяжести человеческого тела.

Понятие хара (тандена) - является ключевым для понимания тактики и техники боя в Джиу-джитцу, в том числе выведения из равновесия, сохранения баланса, перемещения в пространстве во время поединка.

 

Теория ведения поединка

Теория ведения поединка включает в себя следующие понятия:

 

«Кобоити» (понятие целесообразности)

В древнем трактате о боевых искусствах, под целесообразностью понимается примерно следующее:

«... Если противник приходит, мы его принимаем. Если он уходит, мы сопровождаем его в дороге...».

Понятие целесообразности включает в себя согласованность с движением и действиями противника, а также отказ от прямого противостояния.

 

«Го-го-дзю, ни-хаси-дзю» (Формула 5 + 5 = 10, 2 + 8 = 10)

Данная формула указывает на то, что если противник толкает с силой в пять единиц и мы его тянем с силой в пять единиц, он упадет на землю с силой в десять единиц.

Если он тянет с силой в две единицы, а мы толкаем его, добавляя в движение в восемь единиц, то он падает с силой в десять единиц.

Суть данного понятия заключение о том, что в поединке главное — это гармония и согласованность с движениями противника, при этом один и тот же результат, может быть достигнут разными способами.

Аналогичный принцип присущ китайскому даосизму и выражается в концепции Инь – Ян.

Если усилить какую-либо направленность, чтобы тот или иной элемент стал сильно гипертрофированным - возникнет фатальное нарушение равновесия индивида, при чем не имеет значение на каком уровне осуществляется воздействие (на физическом, ментальном или психологическим).

К тому же принципу обращается акупунктура и вся традиционная китайская медицина в целом – чтобы повысить тонус или расслабить и восстановить равновесие больного тела в соответствии с избытком Инь или Ян.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

«Формы инициативы»

Суть данного принципа заключается в освобождении разума от всяких тормозящих мыслей, а также сохранении его подвижности и готовности реагировать, особенно в разгар боя, когда необходимо управлять противником собственной волей и адекватной техникой, которые неизменно приведут к победе.

Древний трактат Денсе «Книга секретных принципов» сводит инициативу в бою к трем базовым формам:

Атакуй первым (Сен, или Сен-сен-но саки)

В случае, когда боя нельзя избежать - атакуй первым

 

Защита и удар (Го-но-сен)

Атаку противника следует отразить, а затем нанести свой удар

 

Инициатива в защите и атаке (Сен-но-сен, или саки)

Инициатива в атаке и инициатива в обороне смешиваются

 

Как только у противника сформировалось намерение атаковать, необходимо завязать бой, не дожидаясь действий противника.

Данная форма, которую можно назвать «инициатива на инициативе», требует очень высокого уровня умственного развития, своего рода духовную остроту, к которой стремятся во всех боевых искусствах.

На базе данных трех форм инициативы были сформулированы многочисленные стратегические теории, многие из которых были развиты мастерами боевых искусств.

 

«Дистанция»

В зависимости от дистанции (ближней, средней или дальней) ответный удар в Джиу-джитцу наносится по-разному, что также определяется положением тела к углу атаки, а также временем, имеющимся в распоряжении.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Удары в Джиу-джитцу

Особенностью Джиу-джитцу является нанесение ударов, которые по большей части носят останавливающий или отвлекающий характер.

После нанесения такого удара следует бросок или рычаг.

Также характерными для Джиу-джитцу являются удары, нарушающие равновесие.

Однако такие удары могут быть эффективным только в определенных ситуациях, например, когда противник находится в неустойчивой позиции, к примеру, противник только замахнулся и сместил вес тела на одну ногу.

Удар, нанесенный в такой момент, практически всегда ведет к падению противника.

Важным моментом является ощущение дистанции и времени, а также следование принципу гибкости, то есть не противопоставлению силы силе.

Приемы защиты

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Основными приемами защиты в Джиу-джитцу являются: Парирование (блокирование), Уклоны и Отступления.

Парирование

Целью парирования является остановка атаки противника или отведение ее в сторону.

Принципы парирования одинаковы как для невооруженного, так и для вооруженного нападения.

Залогом успеха эффективного выполнения парирование в Джиу-джитцу, является соблюдение следующих требований:

блок, произведенный ударом в область, занимающую меньшую площадь при точности и резкости нанесения может травмировать конечность атакующего;

блок следует наносить таким образом, чтобы вызвать боль у противника в точке попадания, что неизбежно вызовет нарушение координации и выведения из равновесия противника, что создает преимущество, которое следует использовать;

 

блок должен быть произведен крепкими частями тела против слабых зон тела противника, например, запястье или локоть противника блокируют внешней стороной предплечья;

 

блок может быть выполнен одновременно с уклоном, что дает преимущество в экономии силы, более надежную защиту и ставит нападающего в не удобное или невыгодное положение;

блок должен быть адекватным нападению и совершен под таким углом, чтобы противник просто физически был не в состоянии провести свою защиту;

 

после выполнения блока следует восстановить умственный контроль и свою энергию для продолжения поединка.

Уклоны

Уклоны считаются в Джиу-джитцу - высшей формой защиты, так как требуют правильной оценки дистанции, хладнокровия, равновесия и умения перемещаться.

Преимущество уклонов заключается в том, что они позволяют сэкономить силы и время для ответного удара и быстро провести бросок или болевой рычаг, когда противник теряет равновесие в ходе поединка.

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Сложность в выполнении уклонов заключается в том, что для достижения эффекта уклоны должны выполняться в последний момент атаки, при этом необходимо все время оставаться на дистанции, позволяющей перейти к контратаке – и в этом заключается ключевое отличие уклона от отступления.

Условиями успешного выполнения уклона являются скорость его исполнения и правильность перемещения, позволяющего завершить схватку тремя различными способами:

ударить противника в момент, когда он выведен из равновесия силой собственного движения;

ударить противника в момент, когда он выведен из равновесия силой собственного движения;

 

продолжать движение, с комбинированием действий рук и тела, вести противника по пути нейтрализации его атаки, чтобы, усиливая нарушение равновесия, отбросить его или поддерживать его в состоянии нарушения равновесия;

 

просто уйти от атаки противника.

 

 

Отступление

Целью данного технического приема является перемещение вне оси атаки противника или вне зоны его захвата.

Проблемой отступления является возможность повторной атаки со стороны противника, при этом при повторной атаке со стороны противника с большой долей вероятности будет применена еще более разнообразная техника.

Таким образом, отступление эффективно лишь при очень высоком техническом уровне, а также внутреннем покое и готовности отразить повторную атаку.

 

 

Техника бросков

При выполнении бросков различаются две группы технических приемов (броски, основанные на принципе рычага и броски, основанные на принципе сферы).

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Существуют несколько видов бросков, основанных на принципе рычага – это: броски, выполняемые за счет рук, бедра, ноги (броски вперед и броски вбок).

Установление «рычага» позволяет привести противника в положение нарушенного равновесия в заданном направлении (кудзуши) и для выполнения последней фазы приема необходимо еще больше нарушить равновесие противника изменением положения центра тяжести или ликвидацией последней точки опоры (например, подсекание ног или перебрасывание его тела через ногу).

При выполнении броска, основанного на принципе сферы - все движения следуют по дугообразной траектории, хотя порой и в разных направлениях, при этом проекция движений в трех измерениях дает ярко выраженные контуры сферы или спирали.

Движение по спирали позволяет «добавить» собственный вес к весу противника в момент, когда тот выполняет толкающее или перетягивающее движение.

При этом не возникает столкновение и лобовой удар. За счет вращения достигается быстрый уход с линии атаки, при этом такой переход осуществляется плавно.

Именно на этом принципе основаны технические приемы Айкидо, отобранные Морихеем Уэсибой.

Секрет техники, которая дает преимущество над противником любых физических данных, кроется, именно в движении по окружности.

Для данной техники наиболее типичен круговой поворот на одной полусогнутой ноге, при котором вторая нога описывает дугу, и руки, следуя за корпусом, как бы поглаживают поверхность большого шара.

Варианты вращательных движений разнообразны.

Также на принципе сферы основаны падения и уходы переворотом.

 

Приемы болевого контроля

В Джиу-джитцу существует пять основных способов удержания противника под полным контролем, лишая его возможности возобновить наступательные действия – это: удушения, удержания спереди и со спины, иммобилизация (обездвиживание), болевые воздействия на суставы, болезненные надавливания.

При выполнении приемов болевого контроля боец должен руководствоваться принципами целесообразности и эффективности.

Тренировки

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Высшей целью тренировок в Джиу-джитцу является получение знаний, а точнее «истинного знания» через исследование своей внутренней энергии (Ки), которая достигается через практику боевого искусства.

Только продолжительное и тщательное обучение позволяет практикующему превзойти примитивную и грубую стадию в Джиу-джитцу, использующую физическую силу для демонстрации своего превосходства.

Мастера рекомендуют изучить небольшое количество приемов и их комбинаций, но полностью разобраться во всех принципах и тонкостях их исполнения, с тем, чтобы они стали «своими» и могли быть использованы в реальной экстремальной ситуации.

При этом тренировочный процесс в обязательном порядке должен включать отработку самостраховок, развитие статической и динамической силы, выполнение упражнений по прямолинейному и сферическому перемещению центра тяжести, упражнений, направленных на укрепление предплечий и запястий и тренировку поражающих ударов.

 

Самостраховка

Тренировки рекомендуется проводить на татами, что позволяет значительно смягчать удары от падений.

При проведении тренировок в Джиу-джитцу практикуется обучение Укэми, так как отработка всех приемов проводится на поддающемся партнере и практически всегда доводятся до завершения.

Смысл Укэми заключается в том, что партнер, падая, смягчает удар своего тела, нанося сильный и сухой удар открытой рукой по татами, что создает ударную волну, которая поглощается телом в момент удара и отсылается в землю.

В Айкидо похожий эффект достигается иначе, за счет мягкого перекатывания по татами, в результате чего сила удара перенаправляется.

Практика Укэми позволяет:

 

смягчить удар от падения после броска;

 

расслабиться и лучше чувствовать партнера, который проводит прием;

 

сохранить контроль на любой стадии боя. Например, специально войти в бросок, рассматриваемый как тактический элемент или же моментально перейти в поединок на земле.

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Развитие статической силы

Развитие статической силы необходимо для достижения большей устойчивости.

Развитие статической силы связано с понятием Хара - местом сосредоточения силы (энергии Ки), а также умением накапливать и сохранять энергию Ки.

Упражнения по развитию статической силы включают в себя практику пропускания энергии Ки из Хара через ноги в землю.

Такая практика выполняется в определенной стойке и часто называется укоренением (практикующий представляет, что конечности как бы пускают корни).

Также другим часто используемым упражнением по развитию статической силы является обретение навыка противостоять давлению или толканию со стороны.

Для выполнения данного упражнения следует принять определенную стойку и «укоренив» ноги на земле, сконцентрироваться на Хара, пытаясь противостоять силе, с которой партнер давит на тело.

На начальном этапе такое давление должно быть несильным, но по мере роста в умении быть устойчивым, давление увеличивается, а затем переходит в толчки.

Кроме того в процессе тренировок следует овладеть дыхательными упражнениями.

Основным типом дыхания является - Ибуки, соответствующий нормальному дыханию в двух фазах: Инь — при спокойном вдохе и Ян — при резком выдохе, иногда со звуком (например, выкриком).

 

 

Развитие динамической силы.

Развитие и использование динамической силы в перемещении является высшей стадией защиты в Джиу-джитцу, достигнув которую обретается навык «поглощения» атаки противника.

Для развития динамической силы рекомендуется выполнение упражнений, использующих прямолинейное перемещение центра тяжести и упражнений, использующие вращения центра тяжести на месте или в перемещении (сфера и спираль).

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Джиу-джитцу представляет собой универсальную систему единоборств.

На основе Джиу-джитцу были созданы, в том числе Кодокан Дзюдо (мастер Дзигоро Кано) и Айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба).

Кроме того элементы Джиу-джитцу были заимствованы при формировании спортивных единоборств, а также различных школ самообороны и специальных программ подготовки силовых структур.

В настоящее время существует большое количество стилей Джиу-джитцу, а также множество подходов к толкованию техник выполнения тех или иных приемов, различные методы постановки дыхания и выполнения основных стоек.

 

При этом характерной особенностью для всех школ Джиу-джитцу является

 

использование усилий и движений самого противника,

 

а техника Джиу-джитцу представляет собой стройную систему, которая позволяет

 

побеждать, не затрачивая больших физических усилий.

 

В настоящее время Джиу-джитцу является одним из самых популярных боевых искусств в мире.

Популярность Джиу-джитцу обусловлена не только многочисленными победами японских мастеров в поединках с соперниками других направлений, в том числе борцами и боксерами, порой весьма значительно превосходившими их по физическим данным, но и универсальностью и обширным техническим арсеналом боевого искусства, который включает в себя множество техник, в том числе удары, броски, болевые и удушающие приёмы, работу с оружием и против оружия.

 

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Джиу-джитцу является безупречным инструментом, позволяющим не только обрести навыки обороны и нападения, укрепить тело и закалить волю, но и способствующим воспитанию гармоничного отношения человека к окружающему миру и людям, а также развивающим интеллектуальные способностей и духовные качества.