Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

ДЗЮДО

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Основой Кодокан Дзюдо Дзигоро Кано назвал  самосовершенствование Путь ("До"), а не технику ("Дзюцу").

В основу Дзюдо положена мощная философская составляющая тесно связанная с сутью Дзю дзюцу, в частности, основу философии Дзюдо составляют три главных принципа:

Дух и тело должны использоваться наилучшим образом;

Для получения наилучшего результата необходимо понимание и  взаимная помощь;

Для того чтобы победить можно поддаться.

Целью занятий Дзюдо, помимо физического развития и освоения техники рукопашного боя, является развитие и совершенствование сознания, личностный и духовный рост, а также развитие в человеке ментальной, духовной и физической целостности.

 

И именно достижение такой целостности, с точки зрения философии Дзюдо, позволяет существенно улучшить любую сферу человеческой жизни.

Дзюдо оказало значимое влияние на формирование многих боевых искусств и спортивных единоборств, а том числе - Айкидо, Бразильское джиу-джитсу, Самбо, Ёсинкан айкидо (основатели данных единоборств - основатель Айкидо - Морихэй Уэсиба, основатель Бразильского джиу-джитсу - Мицуё Маэда, один из основоположников Самбо - Василий Ощепков, создатель стиля Ёсинкан айкидо -  Годзо Сиода - занимались Дзюдо в ранней молодости).

Современное Дзюдо развивается параллельно в двух направлениях: традиционное (классическое) Дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и некоторыми другими школами) и спортивное (соревновательное) Дзюдо развиваемое Международной федерацией дзюдо (IJF), соревнования по которому включены в программу Олимпийских Игр.

Техника Дзюдо

Проект "Беседы с Сенсеем" - Боевые искусства мира

Основой технической составляющей Дзюдо являются болевые приёмы, броски, удержания и удушения в партере. Наиболее травмоопасные приёмы, в том числе удары и захваты, изучаются и отрабатываются только в рамках комплекса формальных упражнений (Ката), где ставится цель точного и четкого выполнения движений.

Дзюдо отличается большим арсеналом разнообразных технических действий, которые разрешены при проведении соревнований, а также меньшим применением физической силы при выполнении приёмов, чем, например, принято в вольной или греко-римской борьбе.

Кодокан Дзюдо включает в себя три главных технических раздела:

Комплекс формальных упражнений - Ката (в Дзюдо Ката выполняются в парах);

Рандори -  борьба по заранее заданным правилам с  целью освоения технических приемов;

Сиай - соревнования.

Комплекс формальных упражнений (Ката) в Дзюдо представляют собой наборы технических приемов, которые включают в себя стойки, передвижения, выведения из равновесия (Кудзуши), броски, фиксацию партнёра на татами, а также иные приемы, изучаемые с целью практического освоения базовых технических и философских принципов Дзюдо.

Кроме того, при выполнении Ката изучаются приемы, запрещенные на соревнованиях из-за повышенной травмоопасности. Таким образом, сохраняются и передаются из поколения в поколение древние приемы боевого искусства, которые не используются в современной соревновательной практике.

Изучение Ката проводится в парах. При выполнении один из партнёров (тори) проводится определенную последовательность приёмов на другом (укэ).

Для изучение Ката необходима высокая мотивация ученика. При изучении Ката движения выполняются в медленном темпе, обязательно с броском и последующими действиями в партере. При разучивании Ката рекомендуется проговаривание схемы действий. По мере освоения темп движений увеличивается при этом критически оценивается качество выполнения каждого движения.

В Дзюдо Ката делятся на обязательные и произвольные. Составить произвольные Ката может каждый тренер (Сенсей) для своих учеников.

Кодокан Дзюдо включает 8 утверждённых Ката:

Ката бросков (Нага-но ката);

 

Ката сковывающих приёмов (Катамэ-но ката);

 

Ката решающих приёмов (Кимэ-но ката);

 

Ката самозащиты школы (Кодокан Кодокан госиндзюцу);

 

Ката мягкости (Дзю-но ката);

 

Ката старинных приёмов (Косики-но ката);

 

Ката пяти принципов (Ицуцу-но ката);

 

Ката национальной физической культуры (Сэйрёку дзэнъё кокумин тайику но ката).

Сердце Дзюдо

Для осознания принципов выполнения техники и выработки момента для выведения из равновесия используется Ката пяти принципов (Ицуцу-но ката), которую Дзигаро Кано назвал "Сердцем Дзюдо".

Названия пяти принципов созданы для облегчения понимания и восприятия образа (в некоторых источниках их называют комплексом "Пяти стихий").

Под пятью принципами понимается:

Принцип концентрации энергии и действия (направленный толчок);

 

Принцип реакции и несопротивляемости (уклончивость);

 

Циклический принцип круга или вихря (использование центробежных и центростремительных сил);

 

Принцип раскачивания маятника (прилив и отлив);

 

Принцип пустоты или инерции.

 

В основе всех движений Дзюдо заложены указанные принципы. Дзигаро Кано говорил: "Изучайте Ката пяти принципов и вы увидите истинный смысл применения базовой техники Дзюдо".

Рандори

Рандори - представляет собой обработку какой-либо группы приёмов, либо технических действий  в определенной последовательности и по заранее заданным правилам.

Существует несколько вариантов Рандори, например, когда оба партнера могут атаковать друг друга (Дзю Рэнси), либо, когда атакует только один из дзюдоистов, а другой защищается (Какари Гайко).

Рандори направлено на развитие силы и выносливости дзюдоистов и является важной и неотъемлемой частью тренировочного процесса.

Выведение из равновесия (Кудзуши)

Техника Дзюдо образуется на различных сочетаний двигательных действий, при этом учитываются антомо-физиологические особенности, обеспечивающие сохранение вертикального положения тела человека.

Техника Дзюдо основывается, с одной стороны, на активном сохранении устойчивого состояния, с другой стороны нарушении устойчивого состояния противника.

При выведении из равновесия используется сила и инерция противника.

Выведение из равновесия осуществляется за счет выведения проекции физического центра тяжести за пределы площади опоры, что в свою очередь приводит либо к потере человеком равновесия, в результате чего он падает, либо к восстановлению равновесия и сохранению устойчивого положения.

Классическими способами выведения из равновесия в Дзюдо принято считать действия, направленные на перемещение тела в одной из трех плоскостей:

Раскачивая (сгибая) вперед-назад;

 

Раскачивая (сгибая) в стороны;

 

Скручивая (поворачивая) вокруг вертикальной оси.

В результате перемещения оси плеч в этих трех плоскостях проекция общего центра тяжести выходит за границы площади опоры и тело теряет равновесие.

Все три способа выведения из равновесия выполняются в момент уменьшения и увеличения площади опоры (например, при переносе веса тела с ноги на ногу), а также в момент двухопорного положения. Так как при устойчивом положении для выведения из равновесия требуется очень большой скоростно-силовой импульс.

Существенными условиями правильного выполнения Кудзуши в Дзюдо являются следующие условия:

Недопущение возврата выведенного из равновесия противника в устойчивое положение;

 

Из равновесия проще вывести напряженного противника, чем расслабленного;

 

Тянуть, когда противник толкает (необходимо разворачивать тело, уходя от его прямолинейных движений, тем самым выводя противника из равновесия).

 

Толкать когда противник тянет (необходимо сделать шаг вперед по диагонали, таким образом происходит ведение силы противника "на нет" и выведение его из равновесия);

 

Выведение из равновесия осуществляется при входе в прием или выходе из приема.

 

Эффективному выполнению Кудзуши способствует одновременное воздействие на ось плеч и площадь опоры.

 

Таким образом, выведение из равновесия происходит с наименьшими затратами сил.

Классическое выведение из равновесия в Дзюдо выполняется двумя руками при захвате за одежду. Иногда проводится комбинированный захват за одежду и части тела, соответственно.

Наиболее эффективным захватом считается захват отворота куртки на уровне ключицы и рукава чуть выше локтевого сустава. Такой захват позволяет наиболее эффективно использовать физическую силу для выведения из равновесия в различных направлениях, поворачиваясь к противнику спиной, грудью или боком.

Также эффективным захватом в Дзюдо считается захват двумя руками за края линии плеч, что также позволяет максимально действенно прикладывать силы для выведения.

Основные приемы

Помимо сохранения равновесия И выведения из равновесия противника, к основным приемам Дзюдо относятся: броски, подсечки, подножки и подхваты.

Броски разделяются по стилю исполнения на броски, проводимые из стойки и броски, проводимые с падением.

Также в Дзюдо используется широкий арсенал болевых приёмов, включая, рычаги и узлы.

Под Рычагом в Дзюдо понимается разгибание конечности в суставе свыше физиологического предела, а под Узлом - перекручивание конечности в суставе, также свыше физиологического предела.

В спортивном Дзюдо, в целях минимизации травм, разрешены только болевые приёмы на локтевой сустав (болевые приёмы на коленном, плечевом, лучезапястном суставах только изучаются в Дзюдо, но не применяются в соревновательной практике).

Используемые в технике Дзюдо удушающие приёмы, направлены на фиксирование противника спиной на татами после проведения приёма.

Существует два основных типа удушающих приёмов:

- дыхательное удушение, проводимое за счет механического блокирования противнику возможности дыхания (осуществляется либо за счет сжатия грудной клетки, либо за счет пережимания дыхательного горла);

- так называемое "кровяное удушение", проводимое за счет пережимания сонный артерии противника, прекращая подачу крови (и, следовательно, кислорода) к мозгу.

 

Для Дзюдо характерны следующие фазы выполнения технического действия (приёма):

Выведение из равновесия (Кудзуши) - лишение противника устойчивого положения.

 

Приведение к положению (создание предпосылок) для выполнения броска (Цукури);

 

Выполнение приёма - Какэ.

Тренировки

Помимо отработки основных технических приемов в программу обучения Кодокан дзюдо входят:

- Кихон обучение основным стойкам (сисэй);

- Синтай и Тайсабаки - техника перемещений;

- Укэми - самостраховка;

- Кумиката - обучение способам взятия захвата;

- Каппо - техника реанимации.

Тренировки Дзюдо проводятся на татами, дзюдоисты занимаются босиком.

В качестве одежды для тренировок используется дзюдоги, состоящая из куртки, штанов и пояса. Классическое дзюдоги имеет белый цвет, при проведении соревнований, спортсмены одеваю дзюдоги синего и белого цветов.

Тренировки, направленные на совершенствование техники проводятся в виде Рандори (обработка приёмов по заранее заданным правилам) и Укэми (неоднократное повторение различных элементов техники).

В отличии от Рандори, Укэми может проводиться как с партнером, так и без без партнера (например, на тренажерах, с резиновым амортизатором, либо с отягощением).

 

Пояса и ранги

В Дзюдо предусмотрена система поясов и степеней, присваиваемая в зависимости от уровня квалификации дзюдоиста. Степени делятся на ученические (Кю) или мастерские (Даны).

В Кодокан Дзюдо существует 6 ученических степеней (Кю) (самый младший - шестой, самый старший - первый) и 10 данов (самый младший - первый, самый старший - десятый).

Каждой степени соответствует свой цвет пояса, которые отличаются в зависимости от федерации и страны.

Также, как теоретически возможно присуждение 11 и 12 данов, как это завещал Дзигоро Кано.

За внесение вклада в развитие Дзюдо и для мастеров высших данов, предусмотрено присуждение поясов красно-белого цветов (6-8-й даны) и красного цвета (9-й, 10-й даны).

Приемы Дзюдо для самообороны

Многие приемы Дзюдо были положены в основу армейских стилей рукопашного боя, а также систем самообороны для гражданских лиц, в том числе, американского боевого дзюдо (American Combat Judo), израильской системы рукопашного боя Крав-мага, систем рукопашного боя армии и морской пехоты США.

Также с 1886 года Дзюдо является официальной системой рукопашного боя японской полиции, специально для которой были разработаны комплексы приёмов, направленных на задержание преступников.

Для обретения навыков необходимой самообороны нередко применяются тренировочные аспекты, характерные для подготовки дзюдоистов, в том числе, тренировка с противником, сопротивляющимся в полную силу, обучение приёмам самостраховки при падениях, выбор нужной дистанции, положения тела и момент времени для проведения приёма на противнике, выполнение болевых, удушающих приёмов и удержаний после проведения приема.