Беседы с Сенсеем

ДАО (Путь)

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Относительно происхождения термина «Капоэйра» существует несколько версий, например, в культурном контексте народа Конго «Kipura» называют человека, подражающего движениям петуха во время петушиных боев, на языке индейцев тупи «Capoeira» означает «заросшее кустарником поле, которое расчищают выжиганием либо вырубкой», а в переводе с португальского «Capoeira» — это клетка для кур.

Современная Капоэйра – это в основном бесконтактный бой, форма национального искусства, включенное ЮНЕСКО в фонд культурного наследия. Однако существуют полноконтактные соревнования, в которых танец превращается мощное оружие, которое может быть использовано  и в боевых целях.

КАПОЭЙРА

Стили Капоэйра

Капоэйра включает в себя  несколько стилей, каждый из которых фактически является самостоятельным направлением. Однако многие элементы и движения встречаются во всех направлениям, поэтому, нередко возникают сложности с определением стилистических различий таких направлений.

Роман Рувинский (Monitor Leao)

Основой всех стилей Капоэйра является Джинга - непрерывное движение, позволяющее капоэйристу постоянно передвигаясь, быть готовым уйти от удара или самому нанести.

Основные стили Капоэйра:

Режионал – является первой  официально признанной школой Капоэйра.

Как самостоятельный стиль существует с 1932 года.

Основателем стиля является местре Бимба, систематизировавший опыт существовавших ранее нелегальных школ и сформировавший комплекс технических приемов и методику преподавания.

Характерными элементами стиля являются комплексы ударов и контрударов руками и ногами, скорость, быстрота рефлексов, эффективность и эффектность связок соединенных с элементами акробатики.

 

Ангола – стиль, названный в честь места из которого по одной из версий происходит ритуальный африканский танец, положенный в основу Капоэйра.

Основателем стиля является местре Пастинья, открывший свою школу данного направления в 1941 году.

Ключевым элементом стиля является использование движений и связок, характерных для национальных африканских танцев.

Основными элементами стиля являются низкие переходы, удары, тактическая манера ведения поединка (игры).

Основное внимание в данном направлении уделяется глубокому осмыслению каждого движения, превращая поединок в подобие некой интеллектуальной игры.

 

Контемпоранеа – представляет собой соединение стилей Режионал и Анголы и является универсальным (смешанным) стилем.

Приверженцы данного стиля считают, что только владение всеми элементами, как традиционной Анголы, так и современного Режионал, позволяют противостоять любому капоэристу, независимо от его стиля ведения поединка (игры).

Музыка

Тренировки и поединки (игры) в Капоэйра проходят под живую музыку в исполнении специального «оркестра Капуэйры» — Батери́я (или Шара́нга).

Состав музыкантов Батери́и может быть довольно разнообразным в зависимости от стиля.

Основными инструментами Батери́и являются:

Беримба́у (Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором, который задаёт основной ритм и темп игры.

Атаба́ке (Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм

Панде́йру (Pandeiro) — бубен

Агого́ (Agogô) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков

Ре́ку-ре́ку (Reco-Reco) — ребристая деревянная или металлическаятрещотка, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Традиционная Капоэйра также предусматривает песенный цикл, который начитается с  традиционной сольной песни человека, «ведущего» игру, в которой рассказывается некая история или притча.

Техника Капоэйра

Базовые элементы Капоэйра включают удары, уклоны, защиту, перемещения. При этом названия базовых элементов, а также некоторые особенности их выполнения могут отличаться в зависимости от школы и направления.

Акробатика, ставшая в последние годы «визитной карточкой» Капоэйра включается в технический арсенал только опытных капоэйристов и не относится к базовой технике.

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

В основе техники Капоэйра лежит «Джинга» – форма базового перемещения, характерное только для Капоэйра.

Джинга позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. На базе Джинга строятся все остальные удары, уклоны и элементы защиты.

Движения в Джинга построены по принципу маятника, перемещения осуществляется по трем точкам. При смене позиции капоэйрист поочередно ставит каждую ногу вперед.

Джанга позволяет с легкостью перемещаться в любом направлении, что обеспечивает непредсказуемость в бою.

 

Для Джинга характерны два базовых положения:

Первое базовое положение  -  положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу.

Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед.

Руки защищают лицо.

 

Второе базовое положение - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе.

Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена.

Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

В отличие от некоторых других боевых искусств, где главное - устоять на ногах, в Капоэйра считается, что чем ближе капоэйрист к земле, тем больше он защищен, в этой связи больше количество положений, стоек и перемещений в Капоэйра максимально приближены к земле.

Удары в Капоэйра

Техника нанесения ударов во многом схожа с техникой других боевых искусств.

Для Капоэйра характерны - как высокие удары с опорой на одну ногу (стиль Режионал), так и удары наносимые с опорой минимум на две или три точки (стиль Ангола).

Удары также могут отличаться в зависимости от высоты прыжкового исполнения. Помимо ударов ногами в Капоэйра используются удары головой и руками, которые наносятся в различные части тела.

Особенностью Капоэйра является то, что все удары бесконтактные и наносятся мимо противника, либо обозначаются поверх противника. При этом в случае нанесения таких ударов в полный контакт в реальном бою такие удары являются довольно эффективными.

Уклоны и защита в Капоэйра

В Капоэйра удары не блокируются. Ударной технике в Капоэйра противопоставляются уклоны, защитные действия и уходы с линии атаки.

Все перемещения и уходы от ударов в Капоэйра производятся стремительно и в низких стойках, что является довольно специфической особенностью боевого искусства.

Во время поединка основной задачей при защите является уклонение от удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.

В Капоэйра предусмотрены два вида уклонов:

 – интуитивные, происходящие на автоматизме и без осмысления, в следствие естественной реакции защиты от удара, и

- технические – уклоны требующие выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара.

Особенностью технических уклонов является возможность произвести ответные и контратакующие действия.

Перемещения в Капоэйра

Постоянные перемещения и смена позиций делает капоэриста недосягаем для атак противника.

Особенностью перемещений в Капоэйра является опора на руки, а также возможность быстрого перехода из одного положения к другому.

Перемещения соединяют базовые элементы техники Капоэйра (удары, уклоны, уходы) в единое целое.

Основой техники перемещения является Джинга. Мастера Капоэйра говорят, что

"все движения в Капоэйра выходят из Джинга"

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

При перемещении капоэристы стремятся занять максимальное пространство, уйти от атаки, переиграть или не дать противника переместиться для нанесения удара, при этом перемещения должны выполняться максимально плавно и пластично.

Акробатика

При изучении Капоэйра – акробатика не входит в набор базовых элементов, а лишь является дополнительным украшением, очень зрелищным, но сложным для изучения, требующим гибкости и ловкости, а также времени и силы для отработки.

Включение акробатических приемов в технику Капоэйра допускается только для опытных капоэристов, так как неосторожный исполненный акробатический прием может нанести травму или покалечить самого капоэйриста или его партнера.

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Тренировки проводятся под музыку имеют ряд неоспоримых преимуществ, том числе:

- Избавление от лишнего веса;

- Доступность вне зависимости от пола и возраста;

- Польза для здоровья в результате улучшения растяжки;

- Улучшение гибкости и подвижности суставов;

- Укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;

- Улучшение координации;

- Тренировка памяти и логического мышления;

- Отсутствие требований к экипировке.

Также тренировки Капоэйра, помимо отработки технических элементов и поединков предусматривают изучение португальского языка, музыки, песен, истории Капоэйра, а также её философии.

Уровни мастерства

Современная Капоэйра направлений Режионал и Контемпоранеа для обозначения степеней (уровней) мастерства использует систему поясов или нашейных платков.

При этом каждая школа самостоятельно определяет цвета, используемые для градации уровней.

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

Степень (апелиду) может быть присвоена капоэристу только на церемонии посвящения.

Существует следующая градация степеней:

Первый уровень - Formado (опытный ученика) – достигается через несколько лет регулярных тренировок.

Следующий уровень - позволяет помогать своему учителю.

Высшими уровнями в Капоэйра являются Mestre-xarangeiro (местре-шарангейру), Contra-mestre (контра-местре) и Mestre (местр). Звание Mestre – предоставляет право открыть собственную школу.

Достижение высшего уровня в Капоэйра занимает не менее 10 лет.

В отличие от направлений Режионал и Контемпоранеа, традиция большинства школ стиля Ангола выдача не предусматривает ритуалы посвящения (Батизаду), ранжирование по уровням мастерства и выдачу поясов.

Беседы с Сенсеем - Боевые искусства мира

В настоящее время существует большое количество школы Капоэйра по всему миру, объединяющих десятки тысяч людей.

Несмотря на красоту, плавность и бесконтактность техники Капоэйра, а также скептического отношения к возможности их боевого применения, Капоэйра скрывает в себе эффективнейшие и смертельно опасные приемы.

Капоэйра - это сплетение искусства ведения боя и стремления к свободе, воплощённое в музыке, танце, пении.

 

Капоэйра – это духовное единение с высшими силами и динамическая практика, таящая в себе множество загадок и тайн...