Относительно происхождения термина «Капоэйра» существует несколько версий, например, в культурном контексте народа Конго «Kipura» называют человека, подражающего движениям петуха во время петушиных боев, на языке индейцев тупи «Capoeira» означает «заросшее кустарником поле, которое расчищают выжиганием либо вырубкой», а в переводе с португальского «Capoeira» — это клетка для кур.
Современная Капоэйра – это в основном бесконтактный бой, форма национального искусства, включенное ЮНЕСКО в фонд культурного наследия. Однако существуют полноконтактные соревнования, в которых танец превращается мощное оружие, которое может быть использовано и в боевых целях.
КАПОЭЙРА
Стили Капоэйра
Капоэйра включает в себя несколько стилей, каждый из которых фактически является самостоятельным направлением. Однако многие элементы и движения встречаются во всех направлениям, поэтому, нередко возникают сложности с определением стилистических различий таких направлений.
Роман Рувинский (Monitor Leao)
Основой всех стилей Капоэйра является Джинга - непрерывное движение, позволяющее капоэйристу постоянно передвигаясь, быть готовым уйти от удара или самому нанести.
Основные стили Капоэйра:
Режионал– является первой официально признанной школой Капоэйра.
Как самостоятельный стиль существует с 1932 года.
Основателем стиля является местре Бимба, систематизировавший опыт существовавших ранее нелегальных школ и сформировавший комплекс технических приемов и методику преподавания.
Характерными элементами стиля являются комплексы ударов и контрударов руками и ногами, скорость, быстрота рефлексов, эффективность и эффектность связок соединенных с элементами акробатики.
Ангола – стиль, названный в честь места из которого по одной из версий происходит ритуальный африканский танец, положенный в основу Капоэйра.
Основателем стиля является местре Пастинья, открывший свою школу данного направления в 1941 году.
Ключевым элементом стиля является использование движений и связок, характерных для национальных африканских танцев.
Основными элементами стиля являются низкие переходы, удары, тактическая манера ведения поединка (игры).
Основное внимание в данном направлении уделяется глубокому осмыслению каждого движения, превращая поединок в подобие некой интеллектуальной игры.
Контемпоранеа – представляет собой соединение стилей Режионал и Анголы и является универсальным (смешанным) стилем.
Приверженцы данного стиля считают, что только владение всеми элементами, как традиционной Анголы, так и современного Режионал, позволяют противостоять любому капоэристу, независимо от его стиля ведения поединка (игры).
Музыка
Тренировки и поединки (игры) в Капоэйра проходят под живую музыку в исполнении специального «оркестра Капуэйры» — Батери́я (или Шара́нга).
Состав музыкантов Батери́и может быть довольно разнообразным в зависимости от стиля.
Основными инструментами Батери́и являются:
Беримба́у (Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором, который задаёт основной ритм и темп игры.
Атаба́ке (Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм
Панде́йру (Pandeiro) — бубен
Агого́ (Agogô) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков
Ре́ку-ре́ку (Reco-Reco) — ребристая деревянная или металлическаятрещотка, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».
Традиционная Капоэйра также предусматривает песенный цикл, который начитается с традиционной сольной песни человека, «ведущего» игру, в которой рассказывается некая история или притча.
Техника Капоэйра
Базовые элементы Капоэйра включают удары, уклоны, защиту, перемещения. При этом названия базовых элементов, а также некоторые особенности их выполнения могут отличаться в зависимости от школы и направления.
Акробатика, ставшая в последние годы «визитной карточкой» Капоэйра включается в технический арсенал только опытных капоэйристов и не относится к базовой технике.
В основе техники Капоэйра лежит «Джинга» – форма базового перемещения, характерное только для Капоэйра.
Джинга позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. На базе Джинга строятся все остальные удары, уклоны и элементы защиты.
Движения в Джинга построены по принципу маятника, перемещения осуществляется по трем точкам. При смене позиции капоэйрист поочередно ставит каждую ногу вперед.
Джанга позволяет с легкостью перемещаться в любом направлении, что обеспечивает непредсказуемость в бою.
Для Джинга характерны два базовых положения:
Первое базовое положение - положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу.
Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед.
Руки защищают лицо.
Второе базовое положение - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе.
Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена.
Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.
В отличие от некоторых других боевых искусств, где главное - устоять на ногах, в Капоэйра считается, что чем ближе капоэйрист к земле, тем больше он защищен, в этой связи больше количество положений, стоек и перемещений в Капоэйра максимально приближены к земле.
Удары в Капоэйра
Техника нанесения ударов во многом схожа с техникой других боевых искусств.
Для Капоэйра характерны - как высокие удары с опорой на одну ногу (стиль Режионал), так и удары наносимые с опорой минимум на две или три точки (стиль Ангола).
Удары также могут отличаться в зависимости от высоты прыжкового исполнения. Помимо ударов ногами в Капоэйра используются удары головой и руками, которые наносятся в различные части тела.
Особенностью Капоэйра является то, что все удары бесконтактные и наносятся мимо противника, либо обозначаются поверх противника. При этом в случае нанесения таких ударов в полный контакт в реальном бою такие удары являются довольно эффективными.
Уклоны и защита в Капоэйра
В Капоэйра удары не блокируются. Ударной технике в Капоэйра противопоставляются уклоны, защитные действия и уходы с линии атаки.
Все перемещения и уходы от ударов в Капоэйра производятся стремительно и в низких стойках, что является довольно специфической особенностью боевого искусства.
Во время поединка основной задачей при защите является уклонение от удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.
В Капоэйра предусмотрены два вида уклонов:
– интуитивные, происходящие на автоматизме и без осмысления, в следствие естественной реакции защиты от удара, и
- технические – уклоны требующие выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара.
Особенностью технических уклонов является возможность произвести ответные и контратакующие действия.
Перемещения в Капоэйра
Постоянные перемещения и смена позиций делает капоэриста недосягаем для атак противника.
Особенностью перемещений в Капоэйра является опора на руки, а также возможность быстрого перехода из одного положения к другому.
Перемещения соединяют базовые элементы техники Капоэйра (удары, уклоны, уходы) в единое целое.
Основой техники перемещения является Джинга. Мастера Капоэйра говорят, что
"все движения в Капоэйра выходят из Джинга"
При перемещении капоэристы стремятся занять максимальное пространство, уйти от атаки, переиграть или не дать противника переместиться для нанесения удара, при этом перемещения должны выполняться максимально плавно и пластично.
Акробатика
При изучении Капоэйра – акробатика не входит в набор базовых элементов, а лишь является дополнительным украшением, очень зрелищным, но сложным для изучения, требующим гибкости и ловкости, а также времени и силы для отработки.
Включение акробатических приемов в технику Капоэйра допускается только для опытных капоэристов, так как неосторожный исполненный акробатический прием может нанести травму или покалечить самого капоэйриста или его партнера.
Тренировки проводятся под музыку имеют ряд неоспоримых преимуществ, том числе:
- Избавление от лишнего веса;
- Доступность вне зависимости от пола и возраста;
- Польза для здоровья в результате улучшения растяжки;
- Улучшение гибкости и подвижности суставов;
- Укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;
- Улучшение координации;
- Тренировка памяти и логического мышления;
- Отсутствие требований к экипировке.
Также тренировки Капоэйра, помимо отработки технических элементов и поединков предусматривают изучение португальского языка, музыки, песен, истории Капоэйра, а также её философии.
Уровни мастерства
Современная Капоэйра направлений Режионал и Контемпоранеа для обозначения степеней (уровней) мастерства использует систему поясов или нашейных платков.
При этом каждая школа самостоятельно определяет цвета, используемые для градации уровней.
Степень (апелиду) может быть присвоена капоэристу только на церемонии посвящения.
Существует следующая градация степеней:
Первый уровень - Formado (опытный ученика) – достигается через несколько лет регулярных тренировок.
Следующий уровень - позволяет помогать своему учителю.
Высшими уровнями в Капоэйра являются Mestre-xarangeiro (местре-шарангейру), Contra-mestre (контра-местре) и Mestre (местр). Звание Mestre – предоставляет право открыть собственную школу.
Достижение высшего уровня в Капоэйра занимает не менее 10 лет.
В отличие от направлений Режионал и Контемпоранеа, традиция большинства школ стиля Ангола выдача не предусматривает ритуалы посвящения (Батизаду), ранжирование по уровням мастерства и выдачу поясов.
В настоящее время существует большое количество школы Капоэйра по всему миру, объединяющих десятки тысяч людей.
Несмотря на красоту, плавность и бесконтактность техники Капоэйра, а также скептического отношения к возможности их боевого применения, Капоэйра скрывает в себе эффективнейшие и смертельно опасные приемы.
Капоэйра - это сплетение искусства ведения боя и стремления к свободе, воплощённое в музыке, танце, пении.
Капоэйра – это духовное единение с высшими силами и динамическая практика, таящая в себе множество загадок и тайн...