Кимэ
Кимэ - относится к базовым понятиям японских боевых искусств.
Кимэ - можно перевести, как "дух решимости", "установление предела" или "внутренняя фокусировка".
Кимэ определяет состояние максимальной концентрации физической и психической энергии в момент нанесения удара, которое фиксируется в одной конкретной точке.
Кимэ можно сравнить с эффектом взрыва энергии на последнем отрезке траектории блока или удара, при этом энергия в момент касания проходит сквозь цель.
Для выполнения Кимэ необходимо одновременное сочетание и согласование трех факторов: предельная скорость, максимальная сила, остановка удара (замедление движения) в момент касания цели.
Кудзуши - относится к базовым понятиям японских боевых искусств и дословно переводится как "разрушение замысла".
Кудзуши - представляет собой технический прием, при котором нарушается равновесие противника.
При этом разрушается не только баланс тела за счет рывка, толчка или удара, но и нарушается внутреннее психологическое равновесие (например, криком, взглядом или иным способом).
Существует большое количество техник и способов выведения из равновесия, характерных для различных видов боевых искусств.
При этом ключевым моментом Кудзуши, в разных направлениях боевых искусств, является выведение противника в такое положение, при котором он не смог бы воспользоваться своим преимуществом в силе, при этом такая нейтрализация силы относится не только к физической, но и к внутренней психоэмоциональной силе.
Существуют техники выполнения Кудзуши при которых разрушается не только баланс (равновесие) тела, но и происходит нарушение психоэмоционального состояния противника (психологический дисбаланс), при котором противник оказывается побежденным без применения физического воздействия.
Линия атаки
Линия атаки или Линия удара - относится к базовым понятиям, как боевых искусств, так и спортивных единоборств.
Под Линей атаки понимается воображаемая линия (как правило, наикратчайшая прямая линия, соединяющая противников), по которой следует атака.
Линию атаки не следует путать с Центральной линией, на основе принципов которой построена техника многих направлений боевых искусств (например, Айкидо, Вин Чун).
В отличие от Центральной линии, которая является воображаемой вертикальной линии, проходящей посередине тела и делящая его на две части, Линия атаки это расстояние отделяющее противников и являющееся траекторией нанесения удара.
Дао и Уцзи
Дао - является ключевым понятием китайской философии, обозначающим изначальную созидательную силу Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее.
В соответствии с учением Лао-Цзы, Дао бесконечно и бесформенно и проявляется в мире только через сознание человека и является неисчерпаемым потенциалом для всего живого.
Лао-Цзы считал, что если человек сможем соединить свой ум с энергией Дао, то он сможет понять смысл бытия.
Согласно даосскому учению - Дао существовало задолго до всего остального и являлось сочетанием двух полярных противоположностей‚ которые в даосизме называются Инь и Ян.
Изначально Инь и Ян не были разделены, они сливались в вихревую массу кинетической энергии, которую в даосской традиции изображают как сплошной круг.
Дао проявляется в виде энергии - Уцзи, которая представляет собой бесконечную массу информации и энергии, порождающая все, как для энергетического, так и для физического планов. Сущность Уцзи, - абсолютная неподвижность, а информация, содержащаяся в Уцзи, остается неактивной.
Даосские философы считали, что в глубине человеческого сознания содержится эта неподвижность, хранящая неактивную информацию.
Состояние Уцзи находится в самом ядре человеческого существа и содержит в себе программы для каждого - физического, духовного и ментального аспекта человеческой сущности.
Даосские философы называли эти программы изначальной природой, которая по мере взросления затухает под влиянием внешних факторов, и в результате оказывается скрытой глубоко внутри.
Даосская философия направлена на возвращение изначального состояния бытия и воссоединение с Уцзи и Дао через духовные практики.
Часть таких практик применяются в боевых искусствах, где гармонично сочетаются с системой физической подготовки.
Тайцзи - относится к базовым понятиям даосской философии, и представляет собой энергию движения, которая спонтанно и естественно возникает из центра Уцзи и проявляется в виде энергетической волны, закрученной по спирали.
Эта спиральная энергетическая волна, выходящая из центра Уцзи, разделяет духовную энергию Уцзи на две полярные противоположные части, называемые Инь и Ян.
Даосские философы считали, что Уцзи представляет собой чистый холст, который содержит потенциал формирования всего сущего. Лишь когда в действие вступает энергия Тайцзи, существование проецируется на чистый холст Уцзи, формируя окружающую реальность.
Принцип взаимодействия Уцзи и Тайцзи, является одним из самых сложных принципов даосизма и одним из основополагающих факторов осознания природы истинной сущности человека.
В соответствии с даосской философией, без движения не существует покоя‚ и именно при достижении состояния полного покоя и неподвижности возникает спонтанное и естественное движение. Это - энергия Тайцзи.
Инь и Ян
Инь и Ян согласно даосской философии две противоположности, порожденные энергией Тайцзи, которые изначально были частями, образующими Дао.
Термины "Инь" и "Ян" широко известны, даже тем, кто не знаком с китайской философией, но чаще всего их смысл трактуется неверно.
Инь часто называют "темной" и "женской" силой, а Ян - "светлой" и "мужской".
Но согласно даосскому учению Инь и Ян лучше понимать как противоположные качества покоя и движения соответственно.
Обычно Инь изображается черным цветом или, как в "Книге Перемен", прерывистой чертой. Ян - это белый цвет или сплошная черта.
Даосская философия гласит, что нет ничего постоянного между тьмой и светом, лишь бесконечное движение между двумя полюсами. Сила, вызывающая это движение - энергия Тайцзи.
В природе взаимообмен между Инь и Ян проявляется в виде определенной частоты. Положительный полюс (+) есть Ян, отрицательный полюс ( -) есть Инь. Взаимодействие между крайними точками и образует вибрацию.
Все во Вселенной, осязаемое и неосязаемое, создается из вибраций различных частот.
Согласно законам физики, любая элементарная частица есть вибрация.
Если смотреть на все существующее под таким углом зрения, то можно увидеть, как Инь, Ян и Тайцзи сочетаются друг с другом, порождая все во Вселенной из пустоты.
Различные частоты энергетических вибраций, существующих на энергетическом плане, представлены в даосизме восемью символами, которые называются триграммами, или по китайски - Гуа. Эти восемь символов объясняются в "Книге Перемен".
Каждая из восьми Гуа состоит из комбинаций трех черт (линий), которые могут быть прерывистыми или сплошными.
Прерывистая черта символизирует Инь, а сплошная - Ян. Различные сочетания элементов Инь и Ян имеет свою частоту вибрации.
Пять первоэлементов или Усин ("Пять первичных процессов" или "Пять стихий"), согласно даосской философии - порождаются различными взаимодействиями Инь и Ян в сочетании с движущей силой Тайцзи.
Если Инь и Ян задают частоту, то Усин дают этим волнам направление.
"Пять первоэлементов" (или "Усин") - это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево, связанные между собой отношениями цикла порождения и цикла подавления.
Пять первоэлементов являются основой развития, перемен и движения вперед.
Цикличный процесс порождения демонстрирует переход от одного первичного состояния к другому, а процесс подавления демонстрирует, как одна стихия способна сдерживать развитие другой.
Так, Вода подавляет Огонь и порождает Дерево, но сама подавляется Землей.
Система Пяти первоэлементов обеспечивает равное распределение сил между стихиями и поддерживает равновесие между ними.
В боевых искусствах принципы Пяти первоэлементов воплощаются, как пять видов движений, блоков, атак, контратак, происходящих на физическом и энергетическом планах.
Пять первоэлементов также являются воплощением Инь и Ян, а потому могут передавать и изменять различные частоты вибраций.
Цзин, Ци и Шэнь - это три вида энергии, которые контролируют различные аспекты физического и психического здоровья, а также духовного развития человека.
Цзин, Ци и Шэнь - являются разными являются проявлением энергии Дао. Их можно сравнить с тремя состояниями вещества - твердым, жидким и газообразным.
Энергия Шэнь подобна газу - это эфирный "пар", не имеющий ни формы, ни структуры. Пар может заполнить любое пространство и совершенно свободен по своей природе.
Но при этом в нем содержится потенциал для формирования более плотной субстанции - при охлаждении он начинает превращаться в воду, с которой можно сравнить энергию Ци.
Ци - по аналогии с Водой обладает текучестью и некоторой свободой, но ей необходим сосуд, который она могла бы наполнять. Если же воду заморозить, она превратится в лед, с которым можно сравнить энергию Цзин.
Согласно даосским представлениям о творении, энергия Дао постепенно спускается, проходя различные этапы, формирующие физический мир.
Таким образом, Дао превращается в Шень, Ци, Цзин и, наконец, в физическую материю.
Процесс продолжается до тех пор, пока вся энергия не будет израсходована - тогда энергия Цзин истощается и человек умирает.
Дань Тянь - относится к базовым понятиям, как боевых искусств, так и восточных оздоровительных практик.
Дань Тянь - является основой всей энергетической системы человека и резервуаром энергии в теле человека.
Дань Тянь в буквальном переводе означает "киноварное поле", а по смыслу можно перевести как "резервуар энергии" или "источник бессмертия".
Также Дань Тянь называют "Океаном жизненной силы" или "Океаном Ци".
В соответствии с даосской философией, когда Дань Тянь наполнен энергией Ци, жизненная сила начинает переливаться по энергетическим каналам, объединяющим организм в единую систему.
В древних китайских трактатах встречается упоминание о двух Дань Тянях (предшествующем и последующем), а также о трех Дань Тянях (верхнем, среднем и нижнем).
В боевых искусствах основная работа ведется с нижнем Дань Тяням, работа с средним и верхним Дань Тянем должна осуществляться только после специальной подготовки и под руководством опытного наставника.
Согласно даосской философии три Дань Тяня играют важную роль как в процессах превращения Цзин в Ци, а затем в Шэнь.
Нижний Дань Тянь (японское название - Тандэн) - расположен в брюшной полости, 3-4 см. ниже пупка и 4 см. вглубь и соответствует центру тяжести тела человека.
Нижний Дань Тянь помогает человеку соединиться с энергией Земли, укорениться. Нижний Дан Тянь имеет особенное значение в различных практиках, связанных, как с оздоровлением и продлением жизни, так и с боевыми искусствами (каратэ, дзю-дзюцу, айкидо).
Одной из основных функций нижнего Дань Тяня является превращение энергии Цзин в энергию Ци.
Все практики, связанные с накоплением и преобразованием энергии следует начинать с упражнений в нижним Дань Тяне.
Средний Дань Тянь, который также называют "корнем духа" расположен в области сердечного Центра.
Средний Дань Тянь - это одновременно месте хранения грубой энергии Ци (Хоутяиь Ци), а также энергетическим центром, в котором образуется энергия Шэнь (энергию Шэнь также называют "энергией образа" или "силой, поддерживающей жизнь").
Большинство даосских систем выстраивают свои техники так, чтобы "охлаждать" средний Дань Тянь и его Хоутянь Ци, всячески избегая пользоваться энергией Хоутянь Ци в чистом виде.
Хоутянь Ци постепенно опускается в нижний Дань Тянь где очищается и смешивается с энергией Юань Ци.
Верхний Дань Тянь, который также называют "корнем мудрости" расположен в области головного мозга и включает гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидную железу. Данная область мозга в китайской традиции носит наименование "Хрустальный дворец". Он связан с меридианом Ду-май через точку инь-тан, именуемую также "третьим глазом".
Происхождение названия "третий глаз" отчасти связано с тем, что активация или "открытие" точки инь-тан позволяет "видеть" явления тонкого плана (ауры, энергетические поля и прочее).
Также в китайской традиции принято считать, что верхний Дан Тянь является вместилищем духа (Шэнь) - истинной сущности человека.
Клетки головного мозга и в частности желез, образующих "Хрустальный дворец", обладают колоссальной вместительностью, а потому способны поглощать громадное количество энергии, во много раз превышающие содержимое остальных Дань Тяней.
Когда верхний Дань Тянь заполнен энергией, возможности мозга увеличиваются, а также могут проявляться творческие и экстраординарные способности. Но проявляющиеся феномены будут иметь позитивный характер только в случае наполнения верхнего Дань Тяня чистой энергией Ци (Юань).
В случае наполнения верхнего Дань Тяня грубой энергией Ци (Хоутянь) - возникает противоположный эффект, который может проявляться в виде негативных мыслей, излишней возбудимостью и склонностью к мучительным видениям.
При наполнении нижнего Дан Тяня, энергия Ци поднимется и наполняет средний и верхний Дан Тяни.
Поддержание достаточного уровня энергии Ци в нижнем Дань Тяне является залогом крепкого физического здоровья, а также стабильного психоэмоционального состояния и высокого интеллектуального уровня развития.
Бодхидхарма говорил: "Умиротвори свое сердце в недении, и тогда все внешние формы естественно последуют за этим в своих проявлениях".
Имя Бодхидхармы можно перевести с китайского, как "Путь Истины" или "Учение о Просветлении".
Часто употребляется упрощенный вариант его имени "Дамо" или японский вариант "Дарума".
Легенда гасит, что Болхилхарма был наследным принцем индийского происхождения, однако отказался от престола, чтобы посвятить себя "колесу Дхармы" - буддийскому учению о Просветлении.
Дамо утверждал, что целью буддизма является "принятие внутри себя сердце Будды В акте интуитивного и непосредственного восприятия Истины, которая может войти только в незамутненный разум человека".
Дамо считал, что для восприятия Истины не требуются "посредники". Истина передается от учителя к ученику, "от сердца к сердцу" без всяких слов, наставлений или письменных знаков...
Пребывание Бодхидхармы в Китае связывают с небольшим монастырем на горе Суншань, ныне это всемирно известный монастырь Шаолинь.
Легенда Шаолиня гласит, что Бодхидхарма удалился в горную пещеру, расположенную вблизи монастыря, где почти девять лет провел обратившись лицом к стене, в состоянии глубокого самосозерцания.
По прошествии девяти лет неподвижного пребывания в состоянии медитации Бодхидхарма, используя особый комплекс упражнений, полностью восстановил подвижность ног и предписал монахам объединить практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями.
Данные упражнения включали в себя комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом ("посох Дамо") медитативные и дыхательные практики.
Подробнее о Шаолиньских оздоровительных практиках
Перейти
Ученики Бодхидхармы
У Бодхидхармы было всего два ученика, Лишь двух монахов Дамо согласился взять к себе в ближайшие ученики - это Даоюя и Хуэйкэ, которых Дамо обучал в течение нескольких лет, "передавая им Истину".
Согласно легенде, Хуэйкэ, который позднее стал преемником Бодхидхармы, в течение тринадцати лет находился рядом с Дамо, прося взять его в ученики. Но Дамо никогда не разговаривал с Хуэйкэ, не обращая внимание на его присутствие рядом с собой.
Но однажды в холодный, зимний день, когда Хуэйкэ находясь в гневе и отчаянии от бесплодности своих усилий преступить к обучению, вновь обратился к Дамо с вопросом, когда же тот наконец начнет учить его, внезапно получил ответ...
Бодхидхарма ответил, что он будет учить Хуэйкэ, когда красный снег начнет падать с неба.
Услышав это, Хуэйкэ не задумываясь взял свой меч, и отрубил себе левую руку.
Он поднял отрубленную руку и начал вращать ее вокруг своей головы. Капли крови застывали на морозном воздухе, и падали на землю, превращаясь в красный снег. Таким образом, Хуэйкэ продемонстрировал чистоту своих помыслов и готовность на все, ради получения Истинного Знания.
Видя это, Дамо улыбнулся, согласившись обучать Хуэйкэ.
Принцип развития духовного и физического
За время пребывания в Шаолине, Дамо привнес в монастырь важнейший принцип "одновременного развития духовной и физической составляющей в человеке". Также Бодхидхарма считал необходимым ограничить до минимума аскетические практики монахов, приводящие к ослаблению тела.
Принцип совместного духовного и физического развития, утвержденного Бодхидхармой в Шаолине включал в себя краткое требование -
"Два проникновения и четыре действия".
Под "Двумя проникновениями" понимаются два пути достижения Просветления.
Первый - это путь внутреннего созерцания и духовного развития (называемый "духовным проникновением").
Второй - это путь совершенствования через практические действия, т.е. через физические практики боевых искусств и совершение "добрых дел" (называемый "проникновением посредством действия").
Бодхидхарма установил правила для Шаолиньских монахов, которые формировали неразрывную связь физического и духовного, внешнего и внутреннего, видимого явления и его образа.
Учение Бодхидхармы можно кратко изложить в нескольких правилах, по преданию сформулированных самим Дамо:
- "не опираться на письмена" (Бодхидхарма считал, что для достижения Просветления нельзя использовать чтение сутр и книг вообще),
- "истина постигается спонтанно" (Бодхидхарма считал, что человек не нуждается в формальных занятиях т.н. "Деянии" (вэй), как активном вмешательстве в естественность внутренней природы человека. Постижение Истины, согласно учению Дамо основывается на "Недеянию " (увэй) - следовании естественно-спонтанному ходу событий.
- "становиться Буддой - пробуждая собственную природу" (так как согласно буддийскому учению каждый человек изначально обладает "природой Будды", Бодхидхарма считал, можно посредством медитативных практик "пробудить" в себе эту природу).
Дамо считал, что прежде всего необходимо избавить человека от пустых метаний, от границ и условностей, определяемых им самим и только тогда человек сможет обрести "спонтанность самопроявлений духа".
Ключевым моментом наставлений, которые Дамо давал монахам Шаолиня бьіло успокоение духа и очищение сознания путем регуляции дыхания, а также "проникновение посредством действия", которое предусматривало четыре вида поступков - "четыре действия":
- невоздаяние за зло;
- отсутствие мирских стремлений;
- служение Дхарме (т. е. буддийскому учению);
- следование судьбе.
Легенда Шаолиня гласит, что когда Бодхидхарма полностью открыл ученикам "истинное учение сердца", он навсегда покинул Шаолинь, оставив монахам знаменитый трактат "Ицзиньцзин" ("Канон изменений в мышцах"), являющийся подробным описанием системы физических упражнений, медитативных и дыхательных практик.
Подробнее об Ицзиньцзин
"Ицзиньцзин" представляет собой практическое пособие по искусству самосовершенствования, которое основывается на упражнениях и практиках древней даосской системой Дао Инь.
"Канон изменений в мышцах" является основой шаолиньской школы боевых искусств, а также официально признанной оздоровительной и общеукрепляющей практикой.
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер